Президент Обама стал первым главой США, публично одобрившим гомосексуальные браки. Его интервью каналу ABC, конечно, не имеет законодательной силы, президент по-прежнему считает, что законы на этот счет должны принимать отдельные штаты. Этим они и занимаются в последнее время. Одни высказываются в пользу геев, другие против. Буквально накануне выступления Обамы жители Северной Каролины решили, что однополым бракам в этом штате не место. А в либеральном Массачусетсе брачные свидетельства геям выдаются уже восемь лет. Тем не менее заявление президента имеет колоссальное символическое значение, и на грядущих выборах станет одним из ключевых моментов в его борьбе за переизбрание.
Недаром его потенциальный соперник республиканец Митт Ромни поспешил принять вызов и заявил, что для него брак — дело святое и заключаться он может лишь между мужчиной и женщиной.
Проблема однополых браков в США (да и не только в них) теснейшим образом связана с религией. Для консервативных верующих брачующиеся геи — верх святотатства. Неудивительно, что
%интервью Обамы было воспринято лидерами протестантских фундаменталистов как подарок. Один из них, Ральф Рид, так и заявил: спасибо Обаме, теперь верующий люд точно знает, против кого ему голосовать на выборах.
Америка — страна религиозная. На вопрос, верят ли они в бога, девять из десяти американцев отвечают «да». И цифра эта почти не изменилась с середины сороковых годов, когда вопрос был задан впервые. Секуляризация если и не обходит США стороной, то проявляется там по-другому, чем в Европе. О своей вере в бога заявляют не только консерваторы и республиканцы, но и подавляющее число либералов и демократов (соответственно, 85% и 90%). Получается, Рид прав, и, поддержав гомосексуальные браки, Обама совершил политическое самоубийство?
Нет, вовсе не прав. И это становится ясно, если мы посмотрим на другие цифры.
Согласно опросу Гэллапа, 50% американцев одобряют гомосексуальные браки, тогда как 48% осуждают. То есть число сторонников опережает число противников, хотя и ненамного.
Однако еще совсем недавно — три года назад — одобряли 40%. Такая динамика свидетельствует о том, что отношение к однополым бракам стремительно меняется. Если учесть, что быстрее всего оно меняется среди молодежи, то можно сделать вывод: Обама сделал ставку на будущее. И, возможно, не ошибся.
Но сейчас речь о другом. Данные социологов не оставляют сомнений в том, что среди тех, кто одобряет гомосексуальные браки, немало верующих. Что же происходит в умах и сердцах американцев, которым вера в бога вовсе не мешает поддерживать своих соотечественников с иной сексуальной ориентацией?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит внимательно прислушаться к словам Обамы, сказанным им телеведущей Робин Робертс в сверхпопулярной программе «Доброе утро, Америка». Хотя мы не услышим упоминаний бога, интервью пронизано религиозным духом. И это неудивительно. Обама человек верующий, и христианские ценности для него не пустой звук. Именно они и определяют его отношение к проблеме.
Обама признает: «Да, раньше я считал, что гомосексуалистам для защиты своих прав достаточно ограничиться гражданскими союзами. Они позволяют им решать многие вопросы юридического характера и не чувствовать себя ущемленными. Браки же вызывают слишком много вопросов культурного и религиозного характера. Но вот уже несколько лет я вижу, как мои сотрудники с нетрадиционной ориентацией поддерживают семейные отношения, никак не менее стабильные, чем у гетеросексуальных пар. Более того, с большой любовью воспитывают детей. То же самое я наблюдаю и среди военнослужащих, которые сейчас получили наконец возможность открыто говорить о своей сексуальной ориентации. И я задаюсь вопросом, чем же они хуже нас и почему не могут скреплять свои отношения так, как это делаем мы? Мой ответ — я лично больше не вижу препятствий для заключения гомосексуальных браков. Более того, такого же мнения придерживаются и члены моей семьи — жена и дочери».
Главное в этих словах — сугубо личная интонация. Мои взгляды изменились под влиянием того, что я вижу, говорит президент. «Если раньше я придерживался буквы веры, то теперь больше доверяю собственным глазам. И понимаю, что дух взаимной любви не ограничивается рамками гетеросексуальных отношений.
Более того, чувство справедливости подсказывает мне, что любящие люди имеют одинаковые права независимо от того, как эта любовь проявляется. И это вовсе не противоречит моей вере в семейные ценности, напротив, укрепляет ее».
Доверие к собственному нравственному чувству, признание верховенства любви над законом, обостренное чувство справедливости характерны для современного либерального протестантизма. Поэтому слова Обамы, безусловно, найдут отклик в сердцах тех, кто подобно ему не видят противоречия между верой в бога и поддержкой борьбы гомосексуалистов за свои права. Но у тех, для кого это противоречие очевидно, вызовут совсем иные чувства. Ведь для них главным критерием истины является буквальное прочтение священных текстов, осуждающих гомосексуализм. Малейшее отклонение от него или, не дай бог, попытка исторической интерпретации приравниваются к ереси. Число сторонников такого подхода понемногу уменьшается, но они хорошо организованы и консолидированно выражают свои политические пристрастия. Поэтому заявление Обамы связано с определенным риском. И это признают не только его противники, но и сторонники. Вместе с тем
религиозные аргументы в пользу признания однополых браков, которые все громче раздаются в США, наглядно показывают, что глубокие мировоззренческие сдвиги не обходят стороной и область веры.
Если еще недавно религиозная легитимация гомофобии была чем-то само собой разумеющимся, то теперь это не так. Напротив, идеи справедливости, равноправия и терпимости в сфере сексуальных отношений все чаще получают религиозную санкцию.