Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Начни с себя»: кто ответит за Россию

Журналист, педагог

Горячая пора закончилась. Летние политические протесты потушены, осенние выборные войны затихли. Выборы прошли как прошли, как всегда в последние годы проходят в России выборы. Как обычно ничего не изменилось — жизнь тихо бурлит себе дальше. Что ничего не изменилось — это плохо. А вот что стало не так горячо, что снизился градус — хорошо.

Самое время успокоиться, провести работу над ошибками, направить все силы на помощь пострадавшим от политической свистопляски, и, наконец, на холодную трезвую голову поразмыслить, куда собственно бурлит дальше жизнь и куда бы ей следовало тихо и неторопливо течь дальше. И что для этого нужно. И что для этого может сделать каждый из нас.

Мне скажут: о том, чем незамедлительно и твердо следует заняться каждому для торжества какой-нибудь новой, да хоть бы и старой утопии, у нас любят разглагольствовать и так. Согласна.

Вот и сейчас соцсети и кухни окутывает вязкий бубнеж о персональной ответственности, о гражданском долге каждого. Но всегда — каждого другого.

Обсуждают, что задолжал обществу выпущенный под подписку о невыезде стражи Павел Устинов. На полном серьезе спорят о том, какую позицию после освобождения обязан занять либертарианец Егор Жуков. Выясняют, имел ли право бывший волонтер из штаба известной оппозиционерки сдаваться полиции и обвинять «своих». Ругаются на тех «своих», которые уехали отдыхать за границу, наплевав на людей, проходящих по делу о «массовых беспорядках». Разбираются, кто опять «слил протест», ищут сексотов и провокаторов.

Мы ополчились на идейных противников, будто бы на повестке есть идеи, достойные рассмотрения. И никто не хочет спросить с себя. Всмотреться в себя с вниманием и беспристрастностью.

«Начни с себя» — мы слишком долго слышали эту мантру от разных неприятных людей. От зарвавшихся чиновников. От торгашей-монополистов. От пустоголовых балерин и светских львиц. В их устах это и правда звучит издевательски. И ужасающе глупо.

Но, если отбросить все, что налипло сегодня на эту фразу, если понять, что это не про какой-то там «активизм», не про борьбу, не про самоотречение, что это вообще не про избыточность, а только про баланс во взаимодействии «я» и «мы», то это — очень своевременный совет.

Это «мы», конечно, всех раздражает. В эпоху победившего индивидуализма, восторжествовавшего у нас в самой примитивной природной форме, любой попугай, повторяющий без конца, что он за честные выборы, демократию, свободу и против коррупции, мнит себя личностью, уникумом, а не каким-нибудь там винтиком. А меж тем, все мы, помимо того, что личности, все-таки немножко и винтики. Ведь каждый — часть общества, а общество, от толпы тем и отличается, что это сложный механизм, где каждая «деталь» выполняет отведенную ей роль.

Наше общество, впрочем, больно. И мало кто сегодня может ответить, как его вылечить. Какие процедуры и лекарства должны быть назначены. Когда мы победим коррупцию, которая, безусловно, зло. И когда воссияет, наконец, демократия, которая, безусловно, благо.

Какие на сегодня есть действенные меры по борьбе, например, с экономическим неравенством? Не популистские (пересмотреть итоги приватизации, осчастливить бедных дешевой ипотекой, да просто напечатать побольше банкнот), а реалистичные. Что-то связанное с прогрессивным налогообложением. Что-нибудь без утопических порывов, но с пониманием того, что равенство, без всякого сомнения, прекрасный идеал, и все же ему всегда суждено быть этакой морковкой у носа осла.

Мало кто готов ответить сегодня, как, например, все-таки починить пенсионную систему. Оставить солидарную? Тогда как заставить выйти из тени 15 или 20 миллионов человек, чтобы и они содержали нынешних стариков? И есть ли куда им выходить? Перейти на накопительную систему? Но как вернуть доверие людей и уговорить их копить? И как, если вдруг случится чудо, это доверие не подорвать, удержаться и не залезать в кошельки граждан для латания текущих дыр.

Мало кто понимает сегодня, как навести порядок на рынке труда. Чем таким занять народ, чтобы он действительно производил прибавочную стоимость. И не на копейку. Не так, чтобы в грамм добыча, в годы труды. А чтобы модернизация, автоматизация были не только словами в воздухе.

Мало кто может поделиться знанием, как максимально эффективно организовать социальную политику. Наша социалка — это вообще сегодня какое-то нам всем наказание. Наше общество настолько нездорово, что люди договорились до того, что здравоохранение и образование — это заведомо паразитические системы.

Только ленивый или святой нынче не катит бочку на врачей и учителей. Разговоры о том, что все эти люди ничего не создают, а живут за чужой счет, за счет налогов более полезных обществу граждан, стали общим местом.

Знакомый у меня есть. Работает без оформления водителем, развозит фуфломицины по гомеопатическим аптекам, машет руками: учителя, мол, совсем оборзели, кто-то вкалывает, а им из бюджета валят еще и надбавки «путинские»! Каждый раз поправляется: тебя, дескать, не имею ввиду, ты — другое. А я развожу руками: какое другое? Что, кстати, за надбавки? Какой лично его, водителя, без оформления развозящего фуфломицины, вклад в учительские зарплаты? Почему он при своем отношении к учителям доверяет этим «страшным существам» свою восьмилетнюю дочь? Почему не заберет ее на семейное обучение (между прочим, есть возможность, жена водителя не работает)?

Озвучиваю ему эти вопросы — он вскидывается. «А как, — спрашивает, — мне выживать в таком государстве?» Казалось бы, ну и оформи тогда свои претензии к государству. Чего ты на соседей-то ополчаешься, на таких же жертв, как и ты? Нет ответа.

Зато есть другой знакомый. Этот недоволен медициной. Известное дело — врачи у нас не лечат, а калечат, и вообще все поголовно хапуги и циники. И нахлебники, разумеется. Они же ничего не производят, — возмущается знакомый. Они же — сплошная статья расходов, тяжкий груз честных налогоплательщиков.

Сам-то знакомый, конечно же, не таков. Сам-то он до черта всего производит — он производит смыслы: что-то раскручивает в инстаграме, ведет какие-то креативные проекты.

Типичный прекарий. Живет от договора к договору. По месяцам может сидеть без заказов. Но вот тоже такой весь из себя содержатель, которого объедают какие-то докторишки.

Достается, впрочем, не только учителям и врачам. Получают свое и рабочие. Эти виноваты в том, что они соглашаются на тяжелый и дешевый труд, не возмущаются, не бастуют. Прилетает офисным клеркам: за то, что просиживают штаны непонятно ради чего. Соцработников ненавидят. Маникюрщиц презирают. При этом в учителя может плеваться журналист, в журналиста — врач, во врача — парикмахер.

Каждый каждому во всем виноват. И каждый уповает на кого-то другого, неважно, на кого: на власть ли, на оппозицию, на внешнее управление. «Пусть кто-нибудь придет и сделает мне хорошо». «Я этого достоин».

А хорошо бы спросить себя: «Каким может быть именно мой вклад?». Каким бы больным ни было общество, мы ведь все равно живем в нем. Общественный договор исполняется кое-как, но он все равно заключается с каждым по умолчанию и пролонгируется автоматически. Хорошо бы вчитаться в него, прикинуть, на какой справедливый обмен с другими ты готов.

Сколько взять на себя, чтобы честно «нести» свою жизнь? А сколько из того, что взять надо бы, тебе реально по силам? Что из необходимого у тебя и вовсе никак не получается обеспечить себе самому? И сколько тебе действительно необходимо. И на что, на кого тогда ты рассчитываешь? И что готов предложить взамен?

Можно сколько угодно злиться, заламывать руки, рвать на себе волосы, кричать, что менять надо си-сте-му, что всех нас спасет только революция, только хардкор. Но правда в том, что и новая система потребует соблюдения баланса. Чтобы вклад каждого был хотя бы приблизительно соразмерен. Чтобы взаимообмен был справедлив хотя бы настолько, насколько справедливость, эта «воплощенная несбыточность и гигантская неосуществимость» вообще может утвердиться на земле.

Сегодня ни о какой соразмерности речи не идет, увы. С одной стороны, всем завладели 3% богатеев, что ужасно, конечно. С другой, сегодня оттягивают на себя ресурсы общества и маргиналы. Давайте не будем благостно делать вид, что это неправда. При всем сочувствии к людям, оказавшимся на обочине жизни, надо признать, что у нас сформировалась огромная группа социально неблагополучных граждан, патологически не способных ни к чему созидательному.

Речь не идет исключительно о тех 20 миллионах граждан, которые у нас за чертой бедности. Речь не идет даже об алкоголиках, наркоманах, преступности. Маргинализация — это процесс утраты самоидентификации, обрыв социальных связей (в криминале, например, бывает со связями все хорошо).

Сегодня много маргиналов среди приличных на вид прекариев — блогеров, стартаперов, активистов и прочих свободных художников и акционистов. Они могут выглядеть вполне социализированными и даже успешными, яркие, модно одетые. А на деле они живут в чужом городе, где у них нет никого по-настоящему близкого, они уже три месяца обещают квартирной хозяйке погасить долг за десятиметровую комнату, у них пять кредиток и пальто одно на двоих с соседом по квартире.

Дайте такому человеку миллион — он промотает его за месяц, не закрыв даже свои долги. Я знаю людей, которые получали госсубсидии в рамках проектов по поддержке малого предпринимательства и открывали... копировальные центры. Натурально покупали ксерокс и набирали штат в десять человек, с которыми вчера познакомились в клубе. Я знаю людей, которые получали в наследство «хрущевку», продавали ее и покупали минивэн... чтобы зарабатывать на «Убере». Я знаю людей, которые обналичивали материнский капитал и на вырученные деньги покупали право работать агентом по недвижимости при некоем «раскрученном бренде».

Все начинания этих бедолаг быстро лопаются. И вот вновь им высылают какие-то деньги родители, снова они пишут заявления на какие-то пособия, снова они оформляют кредитку, уже шестую.

Да, неспособность к созиданию хотя бы на уровне самообеспечения — не вина этих людей, а их беда (уж извините за банальность). Да, можно объяснить бедственное положение этих людей множеством социальных, психологических и даже физиологических (нейробиологических) причин, но проблема от этого не решается. И как им помочь, совершенно непонятно. Рыбу они не усваивают, научиться пользоваться удочкой никак не могут. Но вот что интересно: и эти люди тоже наравне с другими выступают в роли активных критиков системы. И они уверены, что они содержат несметные тыщи нахлебников. И они убеждены, что им все должны.

Знаете, иногда полезно спросить себя, не такой ли ты сам человек. Не знаю, как вам, а мне оказаться таким персонажем страшно. Стыдно. А ведь в такой ситуации оказаться очень легко. Оказаться и застрять на месяцы, годы.

Потерял работу, быстро не нашел и завяз. Очень сложно не поддаться искушению при этом обвинить во всем общество, своих более благополучных соседей. Ну и режим, понятно.

Я без иронии. И не примите за самолюбование, вот какой, дескать, я сознательный, совестливый человек. Я вообще-то живу довольно бестолково. Я, может, только недавно, научилась сама за свою бестолковость расплачиваться (или еще учусь). Я не питаю на свой счет иллюзий. Я работаю много, но не зарабатываю столько, чтобы кто-то мог шиковать с моих налогов.

Моих отчислений в Пенсионный фонд достаточно для выплаты нищенской пенсии только одному пенсионеру. Мои страховые взносы на медицину едва ли покрывают расходы на обслуживание в поликлинике моих троих детей. Я прекрасно понимаю, что та условная тысяча рублей, которую я плачу за детский сад, не покрывает даже части затрат на питание ребенка. Мне не надо объяснять: то, что с моими детьми занимаются в школе с девяти до двух-трех часов, тоже имеет свою цену.

Конечно, у меня есть вопросы по многим налогам и сборам, по их расходованию. Я помню, разумеется, про природные ресурсы и прочие недра. Я тоже, как и многие, часто бываю недовольна качеством нашей социальной политики. Я вижу, что многое нуждается в изменениях и улучшениях. Если не сказать, в срочной реанимации. Но я задумываюсь и над тем, какими силами и средствами проводить эти улучшения. Или можно просто облачиться в белое пальто и пойти поорать что-нибудь эффектное за свободу и демократию? Или просто встать в одиночный пикет за все хорошее против всего плохого?

Новости и материалы
Зоозащитница напала на компанию охотников и отправила двух человек в больницу
Евросоюз готовится ввести пошлины на российское и белорусское зерно
Умер тренер клуба КХЛ, который встречался с теннисисткой Соболенко
В Воронежской области отменили опасность атаки беспилотников
Марочко заявил об уничтожении базы наемников, готовивших теракты в Белгородской области
Овечкин оформил дубль в матче НХЛ
Солдату ВСУ пришлось сдаться в плен российским бойцам из-за некачественного автомата
Российская армия захватила американский бронетранспортер
Врач объяснила, с какого возраста дети начинают видеть сны
Глава минобороны Южной Кореи заявил, что не может дать оценку событиям в Буче
На Украине увидели истребитель МиГ-29 с французской высокоточной бомбой
В Приамурье спасатели начали искать пропавших под завалами на руднике людей
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
Все новости