Будет переезжать Мосгордума или нет — вопрос пока открытый. Однако совершенно точно планы о перемещении столичных депутатов совпадают с федеральным направлением мысли.
Учреждения пришли в движение. Пока только на уровне планов, однако известно, что государственная политика — это не только продолжительное дискуссионное слово, но и обязательное порой дело.
Собираются отправиться в Санкт-Петербург судьи Верховного и Высшего арбитражного суда — их там ждут коллеги из Конституционного. Они наверняка готовы поделиться опытом политического выживания вдали от Москвы. Вслед за судами отправятся и профильные подразделения Генпрокуратуры, а там, может быть, и другие правоохранители захотят частичного переезда.
Не утихают разговоры о строительстве Парламентского центра. Собственно говоря, они не утихают с начала 1994 года, но теперь, кажется, переезд палат Федерального собрания стал как никогда вероятен. Возможно, их отправят в предложенную Дмитрием Медведевым «большую Москву» — на вновь присоединенных территориях места хватит и для депутатов с сенаторами, и для других правительственных учреждений. Однако, может быть, все будет по-другому. Глава управделами президента Владимир Кожин говорил как-то об административном квартале около Кремля, где можно было бы собрать наиболее важные ведомства. Если будет реализован этот сценарий, битва за каждый клочок этого пространства обещает стать жестокой. Ведомство, не переехавшее в этот квартал, автоматически признается не важным и не стратегическим.
Скептики указывают на дороговизну массового перемещения учреждений. Ничего, бодрятся оптимисты, вот распродадим освободившиеся здания под гостиницы и офисы — затраты и отобьются. Какие гостиницы и офисы, спорят скептики, что тогда будет с движением в городе, если на место государственных служащих заселятся туристы и клерки. Ничего, радуются оптимисты, с пробками в Москве скоро будет попроще. На этом тема дискуссии меняется, поскольку о столичных пробках можно разговаривать бесконечно.
Почему государственная машина задумалась о переезде настолько, что это вышло на уровень публичного обсуждения?
Ну, прежде всего, в старых зданиях неудобно и некомфортно. Они построены в советские, а то и в дореволюционные времена. Еще лет 20 назад это вполне неплохо смотрелось. Однако в последние годы представления о стандартах офисного бытия существенно изменились. Так же, как 20 лет назад чиновник был рад ездить на «Волге», а сегодня сядет в нее только ради смеха. Поэтому вполне логично желание государевых людей сидеть не хуже, а может быть, даже и лучше податного сословия.
Переезд теоретически может позволить сменить не только офисные, но и управленческие стандарты. Перебираясь на новое место, всегда просто оставить на старом все ненужное. Возможно, именно массовое перемещение учреждений и позволило бы начать более реальную административную реформу, чем это бывало раньше. Но о том, чтобы от чего-то избавиться, речи теперь не идет. Скорее, государственная машина готова приобрести новые полномочия и новые возможности. В этом случае новые здания для государственных учреждений подойдут как нельзя лучше. А переезд выльется не просто в улучшение рабочих условий, но и станет символическим.
Для некоторых организаций, возможно, окажутся актуальны и законы Паркинсона, согласно которым переезд учреждения в новое здание является свидетельством застоя в развитии и даже началом упадка. Но, во-первых, в этом никто и никогда не признается, а во-вторых, деградация отдельных институтов происходит и без того ускоренными темпами. А разлагаться лучше в приемлемых условиях.
Есть и совсем другое объяснение желанию государственной машины переехать. Может быть, люди, которые сидят по разным конторам, просто недовольны своей работой.
Не нравится она им. И желание сменить обстановку — не что иное, как проявление желания изменить что-то большее. К тому же переездом можно заниматься долго, почти бесконечно, а списать на походные обстоятельства удастся почти все.