Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Испытание дикостью

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Привыкнуть к дикости легко. Всего-то и надо, чтобы постепенно было, рост не больше полпроцента в день. И тогда то, что еще вчера казалось дикостью, сегодня доставит лишь некоторые неудобства, а завтра и вовсе покажется нормой. Главное, чтобы не сразу, главное, чтобы хватило времени пообвыкнуться.

Административный запрет чего-то идеологически чуждого ни в коем случае не дикость. Это нормальная работа неадекватной системы, которая не в силах произвести симметричный ответ и поэтому балуется санкциями. Нет сил играть в шахматы, поэтому проще всего перевернуть доску, желательно залепив сопернику ладьей по носу. Худшее начинается потом.

Молчаливое признание правомерности запретов — это дикость вчерашнего дня. Тихое рассуждение о том, что без запретов никак, что они только и оставляют шанс на спасение мира, стабильности и благополучия, — дикость сегодняшняя, насущная.

Что будет завтра? Громогласная готовность признать, что пусть лучше сразу запретят все, а потом, может быть, что-нибудь и разрешат, там, глядишь, и удастся сыскать что-то приятное и полезное. Послезавтра разрешения уже не нужно, без того все замечательно. Все, дно достигнуто, можно расслабиться и подождать стука снизу. Он прозвучит, обязательно прозвучит, таковы правила принятой игры.

Новость о том, что рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» хотят запретить, для начала в Ростове-на-Дону, уже не вызывает удивления. Это привычный, нормальный, хорошо усвоенный процент дикости вокруг. Куда больше удивления вызывает выступление главы администрации президента Сергея Иванова, взявшего рок-оперу под защиту. Мог бы, казалось бы, и мимо пройти, а выступил, сопроводив это сентиментальным воспоминанием. Когда в аналогичной ситуации удивление сменится чувством глубочайшей благодарности, впору фиксировать достижение очередного уровня дикости. И это не дно, совсем не дно.

К дикости привыкают поодиночке и группами. Кто бы сказал депутатам Государственной думы в начале 2012 года, что они будут залихватски закладывать друг на друга по вопросу бизнес-интересов и зарубежной собственности? Сегодня это норма. Завтра жизнь потребует новых усилий. Если лишение Геннадия Гудкова стало парламентским скандалом, то следующих «мешающих» будут убирать без вопросов, по списку. Партийная принадлежность к делу отношения не имеет: в списке есть — будьте добры на выход.

Но о выходе на новый уровень дикости можно будет говорить только после того, как оставшиеся при мандатах станут вытаскивать своих проштрафившихся коллег из зала заседаний. Да и что смеяться над депутатами, когда что-то подобное может случиться в любом трудовом коллективе.

В том, что подрастающее поколение в массе своей паршиво знает русскую историю и русскую литературу, нет ничего дикого. Это плохо, но исправимо. А вот то, что люди, которые могли бы что-то исправить, пусть на микроуровне, начинают потешаться над юными неучами, это уже дикость сегодняшнего дня.

И почти неизбежно, что завтра студенты начнут обвинять профессоров в том, что те им неправильно преподавали, а профессора в ответ развернут борьбу с предательскими и идеологически не выверенными ответами на экзамене.

Дикость — это когда родители школьников будут искать в своих рядах жертву, которая в полной мере познакомится с исполнением закона о социальном патронате. И не просто выбирать подходящую под нормы закона семью, но и подсказывать органам опеки, что на нее стоит обратить внимание. Не потому, что эта семья плоха, а потому, что, пока занимаются ею, на остальных у органов социальной опеки времени и сил может не хватить. Исповедование принципа «умри ты сегодня, а я завтра» — норма в условиях дичающего общества.

И это тоже будет не дно. Его, по большому счету, достичь-то и невозможно. Погружение в дикость бесконечно. Остановить его очень тяжело.

Испытание дикостью — самый актуальный и самый неподъемный на сегодняшний день вызов. Не для общества, а для каждого человека.

А понять, что случится, если не найти должного ответа, поможет воспоминание о том, как мы все не справились с испытанием гражданскими свободами, разменивая появившиеся рубли на пятаки. То мотовство дорого обошлось, но, если не пройти испытание дикостью, будет куда хуже. Право выбирать в парламент тех, с кем согласен, вернуть проще, чем отказаться от привычки к медленно засасывающей дикости.

Новости и материалы
Микрофинансовая организация попыталась взыскать с россиянина чужой долг
Россиянка после ссоры с соседом распылила перцовый баллончик в глаза его двухлетней дочери
Глава Калмыкии анонсировал возобновление работы аэропорта Элисты
Токаев предложил создать безбарьерный внутренний рынок в ЕАЭС
Путин заявил об устойчивости ЕАЭС перед санкционной политикой ряда стран
Бетт Мидлер пожалела, что не подала в суд на 13-летнюю Линдси Лохан
Мостовой согласен на работу в «Баварии»
На саммите ЕАЭС утвердили несколько документов
Ким Кардашьян объяснила появление на Met Gala в «свитере с катышками»
Пассажир рейса Ереван — Москва толкнул бортпроводницу и пытался открыть дверь в полете
Майкл Дуглас рассказал, как нужно снимать секс-сцены вопреки новой этике
Путин и президент Узбекистана пообщались «на ногах» после заседания ЕАЭС
Злоупотребление солью повышает риск развития рака желудка, установили ученые
Мбаппе отказался отвечать на вопрос о «Реале»
В Набережных Челнах мигранта заподозрили в попытке похищения 12-летней девочки
В Раде прокомментировали очереди в военкоматы
На Украине анонсировали ограничения энергоснабжения промышленности
«Не все там фашисты»: Маршал рассказал о разговоре с пленным солдатом ВСУ
Все новости