Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Мечта о сверхзвуке: кто воплотит план Путина

Путин хочет создать в России сверхзвуковой пассажирский самолет

России нужен гражданский сверхзвуковой самолет. Эту идею высказал, причем уже не впервые, президент Владимир Путин. У экспертов, впрочем, есть сомнения в коммерческой успешности такого проекта. Хотя подобные лайнеры могут быть востребованы на рынке деловой авиации.

Президент России Владимир Путин предложил создать сверхзвуковой пассажирский самолет.

«Нам сейчас нужно вернуться к сверхзвуковому пассажирскому движению. Надо об этом подумать… Так почему не создать сверхзвуковой пассажирский самолет?» — сказал Путин во время визита в Казань.

Но сначала он оценил итоги проекта по доработке сверхзвукового ракетоносца Ту-160 для Минобороны России. Путин отметил, что самолет, доработанный на Казанском авиационном заводе, «работает как часы», и заявил о необходимости создания подобного гражданского самолета.

В Объединенной авиастроительной корпорации не смогли предоставить оперативный комментарий по этому вопросу.

Напомним, в конце января прошлого года Путин уже призывал к созданию гражданской версии сверхзвукового самолета на базе военного Ту-160. Это прозвучало во время посещения Казанского авиационного завода имени Горбунова. Такую мысль президент высказал после того, как на его глазах в небо поднялся новый сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 «Петр Дейнекин». «Надо сделать гражданскую версию», — сказал он.

Президент также поделился с сотрудниками предприятия своими воспоминаниями о полете на Ту-160 («Белый лебедь») в 2005 году. «Незабываемые ощущения, я тогда сказал, могу и сейчас повторить: как во сне», — сказал он. «Летчикам в известной степени можно позавидовать», — добавил президент.

Из военного в гражданский

Идея создать гражданский сверхзвуковой самолет не нова. В 60-е годы прошлого столетия сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был разработан КБ им. Туполева. В 1969 году он стал первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер на высоте 11 тыс. метров. В том же году в воздух поднялся британско-французский аналог — сверхзвуковой лайнер Concorde. Оба они летали в сегменте гражданской авиации.

Правда, коммерческая карьера Ту-144 была недолгой — в 1978 году «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. По официальной версии, поводом послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, но неофициально причиной стала нерентабельность таких полетов: даже с учетом того, что билеты на такие самолеты стоили в полтора раза больше обычных, полученные от их продажи средства не покрывали даже части эксплуатационных расходов, вызванных высоким расходом топлива и сложным обслуживанием.

Concorde пролетали чуть дольше — Аir France и British Airways прекратили сверзвуковые полеты в 2003 году в связи с повышением цен на авиатопливо.

«Ту-144 почему сошел с производства — билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет», — говорил тогда Путин.

В ответ глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил президенту, что у корпорации уже есть проект подобного сверхзвукового гражданского лайнера. В ОАК «Газете.Ru» тогда подтвердили эту информацию, правда, не раскрыли подробности проекта.

Спрос на сверхзвуковой самолет в России может составить около 30 воздушных судов, прогнозировал в прошлом году Минпромторг.

«На предприятиях ПАО «ОАК» имеется научно-технический задел по сверхзвуковым административным самолетам. Спрос на внутреннем рынке прогнозируется на уровне не менее 20-30 машин при цене от $100-120 млн. Экспортный потенциал самолета также может быть значительным», — заявили в министерстве.

Также в ведомстве добавили, что

на проектирование и создание первого демонстрационного летного образца промышленности может потребоваться около 7-8 лет.

Переделать военный Ту-160 в пассажирский самолет можно, но подобную модификацию будет чрезвычайно сложно сертифицировать на соответствие действующим нормам летной годности применительно к коммерческим авиалайнерам. Лучше пойти по пути широкого использования технологий в некой новой конструкции, процесс разработки и испытаний которой изначально будет проходить под наблюдением гражданских авиационных властей, отмечает эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов.

При сегодняшнем уровне отечественного авиапрома возможность в ближайшие годы создать с нуля гражданский сверхзвуковой самолет вызывает большие сомнения, считает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Сверхзвуковая авиация — это очень дорогое удовольствие. Двигатель, который может развивать скорость выше скорости звука, не может быть экономичным с точки зрения расхода топлива, а сейчас в авиапроме идет борьба за каждую каплю керосина», — пояснил он.

Сверхзвуковые лайнеры очень дорогие не только в плане расхода керосина, но и в обслуживании.

«Издержки сверхзвуковой авиации настолько высоки, что коммерческим такой проект быть не сможет», — уверен Крамаренко.

Кроме того, для приема таких самолетов подходит далеко не каждый аэродром из-за высокой взлетно-посадочной скорости самолета. Например, Ту-144 мог садиться и взлетать всего только в 18 аэропортах СССР, а для приема Concorde аэропорту и вовсе требовался отдельный сертификат. При этом в России сейчас спроса на подобный самолет нет. «Он мог бы летать, конечно, в Хабаровск или Владивосток, но авиасообщение с этими регионами и так субсидируется государством, а здесь нагрузка вырастет в разы», — отмечает Крамаренко.

Сверхзвук для шейхов и эмиров

По мнению Карнозова, сверхзвуковые самолеты с салонами повышенной комфортности вполне могут найти спрос на рынке деловой авиации, где действуют иные, более мягкие требования летной годности. В частности, интерес к подобной технике высказывался со стороны аравийских монархий. Рынок для таких самолетов очень узкий и специфичный, соглашается Крамаренко.

«Есть очень богатые люди, которые готовы платить за возможность летать со скоростью звука», — добавляет он. Для них в сегменте административных самолетов в течение ближайших 10 лет что-то подобное может появиться, полагает эксперт.

«Нужно также учитывать, что будущим эксплуатирующим организациям сверхзвукового делового самолета, скорее всего, придется планировать полеты так, чтобы преодоление звукового барьера и полет на сверхзвуковой скорости проходили бы над океанской поверхностью, ведь за воздействие звуковой волны на населенные пункты придется отвечать. Например, англо-французский Concorde выходил на сверхзвук над Атлантикой. А недолгая эксплуатация Ту-144 на воздушных линиях прошла с большим количеством жалоб и нареканий от жителей поселков, где пролегали участки набора высоты и снижения», — сказал Карнозов

На данный момент ПАО «Туполев», входящее в состав Объединенной авиастроительной корпорации, проводит капитальный ремонт с модернизацией Ту-160. Очередной самолет был передан в эксплуатацию Дальней авиации ВКС России, сообщила ОАК 5 февраля этого года.

Сейчас также идут работы по перезапуску производства модернизированной версии Ту-160 на авиационном заводе им. С.П. Горбунова в Казани. Первый вылет опытного модернизированного Ту-160 намечен на второе полугодие этого года. Минобороны РФ планирует закупить около 50 таких самолетов.

Как эти планы коррелируются с желанием президента создать пассажирскую версию самолета, пока непонятно. «Первый новый самолет Ту-160М в модернизированном облике должен быть передан ВКС в 2021 году. Сейчас идет подготовка производственной базы Казанского авиазавода к работам по данным направлениям. Параллельно мы готовимся к реализации программы серийной модернизации самолетов», — пояснял ранее гендиректор «Туполева» Александр Конюхов.

Новости и материалы
В Азербайджане назвали модель интеграции Карабаха
Легионер «Спартака»: чувствую себя одним из лучших футболистов команды
В Чили повысили уровень тревоги из-за активности вулкана Вильяррика
Бывший президент Боливии Моралес намерен вновь участвовать в выборах
Европа может на десятилетия оказаться в зависимости от американского СПГ
Месси не попал в заявку на матч «Интер Майами»
Стилист Кристен Стюарт взяла трехмесячный перерыв от шопинга
В Тюмени нашли способ подавить эффект кофейных колец
«Ньюкасл» установил рекорд АПЛ
Аршавин: Дзюбу сковали в матче с «Зенитом»
Роберт Де Ниро не будет повторять роль «таксиста» в рекламной кампании Uber
Панарин рассказал, чем занимается в США после возвращения из России
По всей Украине прозвучали сигналы воздушной тревоги
Загитова показала необычный подарок от фаната
Медведчук назвал три условия разрядки конфликта на Украине
Диетолог дала советы, как правильно питаться осенью
Налоговые вычеты родителям за обучение детей в вузе удвоят в 2024 году
Крупный пожар возник в Одессе в многоэтажке
Все новости