В среду состоится аукцион по продаже одного из последних крупных нефтяных месторождений нераспределенного фонда – Эргинского (ХМАО). Его извлекаемые запасы оцениваются в 111 млн тонн.
К торгам допущены четыре компании: «Роснефть», ее «дочка» «РН-Уватнефтегаз», «Газпром нефть – Хантос» (структура «Газпромнефти») и саратовская компания «ПионерГео», владельцем которой является бывший вице-гебернатор Сахалина Сергей Неручев. Такие компании как «Сургутнефтегаз» и «ЛУКойл» ранее заявляли, что считают Эргинское месторождение недостаточно эффективным проектом, чтобы за него бороться.
Стартовая цена определена в размере 7,433 млрд рублей. «Я не исключаю, что в итоге месторождение будет продано за 20-30 млрд рублей», – говорит аналитик банка Уралсиб Алексей Кокин.
«Фактически, речь идет не об Эргинском месторождении, а об Эргинском участке гигантского Приобского месторождения, относящегося к категории уникальных (на сегодняшний день его извлекаемые запасы составляют около 1,1 млрд тонн)», – рассказывает гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. По его словам, Эргинский участок является самым крупным из всех на текущем госбалансе.
А на Приобском месторождении работают и «Роснефть», и «Газпром нефть». По словам Алексея Кокина, развитие торгов будет зависеть от приоритетности проекта для той или другой компании. Эргинское месторождение важно как для «Роснефти», так и для ГПН, но для первой, все же, несколько важнее.
«Газпром нефть — Хантос» в первом квартале обеспечил 23% всей добычи жидких углеводородов «дочки» «Газпрома», – рассказывает эксперт. – «РН-Юганскнефтегаз» за тот же период дал «Роснефти» около 28% объемов общей добычи ж/у».
Кокин отмечает, что равных по масштабу «Юганску» нефтедобывающих предприятий в Западной Сибири нет. Но ресурсная база у компании (как, впрочем, и в Западной Сибири вообще) уже вступила в фазу зрелости и ее необходимо поддерживать.
Ранее сообщалось, что «Роснефть» в ближайшие годы намерена увеличить число вводимых в эксплуатацию скважин на участках «Юганска» до 1,5-1,7 тыс. в год, что позволит уже к 2019 году повысить добычу «дочки» до 68 млн тонн (в 2016 году было 63,6 млн тонн). Также сообщалось, что прирост добычи будет присходить за счет разбуривания низкопроницаемых коллекторов тюменской и ачимовской свит.
Также преимуществом «Роснефти» в плане возможной синергии можно считать недавнюю сделку по покупке компании «Конданефть», владеющей лицензиями на разработку участков, примыкающих к Приобскому месторождению.
«С точки зрения национального недропользования было бы лучше, если Эргинский участок достанется «Роснефти», – полагает Танкаев. – В этом случае проект будет более эффективным. Но сейчас государство не выражает явных предпочтений, так что на аукционе мы увидим реальную конкуренцию».
Впрочем, еще в 2015 году в СМИ проходила информация, согласно которой по Эргинскому месторождению мог быть проведен конкурс, условия которого давали преимущество «Газпром нефти». Но официального подтверждения не было.
Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что у крупнейшей российской нефтяной компании все же больше шансов на победу. Но, по словам эксперта, финальная цена может оказаться даже выше, чем говорил Алексей Кокин.
По мнению Полищука, цена может составить $0,3-0,5 на баррель запасов. Учитывая, что запасы Эргинского участка составляют порядка 800 млн баррелей, то есть цена может дойти до $240-400 млн – или 14,57–24,3 млрд руб. по курсу ЦБ на 12 июля. «Но даже если покупатель решит платить по $1 на баррель запасов (более 48 млрд рублей за весь Эргинский участок недр), проект останется рентабельным, – подчеркивает Полищук. – «Сургутнефтегаз», например, покупал месторождения Шпильмана из расчета $2 на баррель».