Правительство в 2013 году обещало не повышать налоги на бизнес до 2018 года. Это обещание до сих пор в силе, заверил в начале декабря премьер-министр Дмитрий Медведев. В ближайшие годы налоговую систему трогать не будут, заявил он, в том числе подоходный налог для граждан, который останется на уровне 13%.
Но по факту нагрузка на бизнес растет непрерывно, утверждают представители общественных организаций малого и среднего бизнеса. Происходит это иногда неожиданно. «Я боюсь, что по ходу 2016 года могут еще что-то нехорошее для нас придумать. Мы год назад не знали, что ЕГАИС введут, а ее летом приняли», — приводит пример руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков.
В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей насчитали уже пять решений, ухудшающих условия для бизнеса на будущий 2016 год (аналитическая справка есть у «Газеты.Ru»). В том числе ужесточение правил применения кассовой техники, рост стоимости выкупа земли, сокращение финансирования госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса, рост штрафов, введение ЕГАИС.
Участие в ЕГАИС, единой информационной системе, обеспечивающей контроль государства над оборотом алкоголя, обязательно с 1 января для оптовиков, а для розницы — с 1 июля 2016 года. Но многие регионы не готовы к нововведениям. А закупка и обслуживание новой техники повлекут десятки тысяч рублей новых затрат для бизнеса. Поэтому добросовестные предприниматели готовы к новым правилам, только если не будет затрат, отмечает руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.
Такие договоренности предварительно достигнуты на совещании у вице-премьера Александра Хлопонина, напомнила она. На прошлой неделе Хлопонин поручил проработать налоговые вычеты для приобретения ЕГАИС в первом квартале. Ранее вице-премьер оценивал стоимость оборудования в 90 тысяч руб.
Беспокоят бизнес и другие сборы, которые могут появиться. Например, торговый сбор. Пока этот платеж существует только в Москве, говорит Ефременков, но и санкт-петербургские власти уже обсуждают его введение. Бизнес надеется, что этого не случится, добавил аналитик. «Мы также видим риск повышения местных сборов и сумм штрафов в связи с дефицитом бюджета в регионах: есть ряд платежей, которые они могут увеличивать», — вторит Алехнович.
В 2016 году высок риск роста нагрузки по налогу на недвижимость, отмечает замглавы комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты Марина Карпова. «На будущий год нас ожидает изменение самой концепции кадастровой оценки, переход к полному госрегулированию. Поэтому риски возрастают, конечно, раз мы полностью отказываемся от существующей системы, — рассуждает она. — Изменений к лучшему в такой ситуации ожидать сложно».
Налог на имущество юридических лиц исходя из кадастровой (вместо балансовой) стоимости ввели 28 регионов России, напоминает Карпова. В связи с этим она видит еще один риск: те регионы, которые пытались не повышать нагрузку из благих побуждений, в результате все равно будут вводить новую систему. «И введут с более высоких ставок. Получится, что там, где уже раньше было введено, это будет не так резко, может, где-то даже уже успели пересмотреть темпы роста, как в Москве, а те, кто вообще не вводил, начнут в худшей, кризисной ситуации с нуля», — беспокоится эксперт.
Больше всего новая система налогообложения недвижимости невыгодна именно малому и среднему бизнесу, говорит Карпова, а также всем владельцам старых объектов. «Именно у старых объектов будет более резкое увеличение налога сейчас — это огромный риск для них, который почему-то не видит государство. Они не просто начинают платить, а начинают платить больше, хотя у них более тяжелый актив, может, крыша течет и так далее. А для новых зданий получается послабление — парадокс», — сетует она.
Ярко позитивных для бизнеса нововведений за 2015 год Карпова вспомнить не могла, кроме решения Москвы замедлить рост ставок по налогу на недвижимость.
Головной боли бизнесу добавило введение в действие нового Земельного кодекса. Согласно этому закону, муниципалитетам дали новые полномочия в области земельного права, которые они оказались не готовы исполнять, объяснила Карпова. Пострадал от этого бизнес: «Предприниматели просто не могут сделать необходимые вещи, например оформить предоставление земельных участков», — говорит она.
Неприятный и несвоевременный «подарок на Новый год» преподнесли бизнесменам депутаты Госдумы, предложившие принять новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях. Алехнович связывает с этим законом свои основные опасения. «Основная проблема в том, что они пытаются продвинуть новую мощную систему административного наказания без ликвидации избыточных требований», — говорит она. При этом, хотя местами и предлагается снижение размеров штрафов, это поверхностные изменения, считает эксперт.
«Бизнес надеется, что поручения президента по сокращению избыточных требований в следующем году будут выполнены», — продолжила Алехнович. Тогда можно будет говорить о совершенствовании КоАП, а пока это слишком поспешное решение, считает она. «В новом проекте слабо представлены права предпринимателей на защиту, оспаривание результатов проверки, расширены полномочия надзорных органов, например, срок давности по нарушениям увеличен, а в целом эксперты отмечают, что КоАП стал походить на Уголовный кодекс», — заключает эксперт.
Были документы «со знаком плюс» и «со знаком минус», отмечает Ефременков из «Опоры». Из позитивных решений он вспомнил надзорные каникулы.
Но, по мнению Алехнович, это лишь маленький позитивный шажок. «Каникулы» коснутся только плановых проверок, напоминает она, а их доля не так уж велика, внеплановых и административных расследований проводится больше, говорит она. «По Роспотребнадзору, например, число таких расследований в некоторых регионах доходит до 70%», — напомнила аналитик. В аппарате бизнес-омбудсмена предлагали исключить на время двухлетних надзорных каникул все виды проверок, но Минэкономразвития не поддержало эту позицию, добавила она.