В пятницу, 18 сентября, Татьяна Голикова выступила с докладом по итогам проверки исполнения федерального бюджета за 2014 год. Как следует из заключения аудиторов, правительство по-прежнему недостаточно хорошо умеет прогнозировать доходы, а расходование средств осуществляется неэффективно.
«Мы находимся в очень сложных условиях, условиях существенных финансовых ограничений. Но мы почему-то все время находимся в поиске того, что нам нужно что-то потратить дополнительно, найти еще деньги на какое-то увеличение. Мне кажется, не с этого надо начинать. Нужно начинать с эффективности использования тех средств, которые мы уже выделили. Их стало слишком много», — заявила она.
Из заключения Счетной палаты следует, что в прошлом году доходы бюджета оказались выше запланированных на 258 млрд руб.
По словам Татьяны Голиковой, радоваться этому не стоит, поскольку основная часть из них — это перевыполнение, связанное с «достаточно неаккуратным» планированием при формировании бюджета. Аудиторы отметили и тот факт, что неучтенные допдоходы образовались, несмотря на многократное внесение изменений в закон о федеральном бюджете.
В 2014 году из 90 главных администраторов доходов только 24 имели какую-то методологию формирования доходов, что накладывает отпечаток на качество и формирования, и исполнения доходной части бюджета.
При этом у 11 из них методики утверждены в течение 2014–2015 годов и не могли быть использованы при формировании прогноза поступлений доходов на 2014 год.
О качестве прогноза поступления доходов красноречиво говорит такой факт: 12 главными администраторами было запланировано поступление 16 видов доходов на общую сумму 4,2 млрд руб., но ни копейки из этой суммы бюджет не получил.
С расходами дела обстоят примерно так же. Бюджет прошлого года формировался в соответствии с госпрограммами. По оценке Счетной палаты, из 32 госпрограмм только три имеют среднюю эффективность, 18 имеют низкую эффективность. Эффективность остальных 11 программ вообще не представляется возможным оценить.
Татьяна Голикова говорит, что их исполнители представили не фактические показатели исполнения, а плановые или вовсе не представили никаких показателей.
Большинство распорядителей бюджетных средств (87 из 105) не истратили все выделенные средства. Наибольшее неисполнение у «Роскосмоса», МЧС, Минздрава, Роструда. Неиспользованными остались и несколько десятков миллиардов из выделенных на антикризисные цели 195 млрд руб.
«Я не хочу приводить много примеров. Приведу только один, который касается выделения Минпромторгу России бюджетных ассигнований в сумме 20 млрд руб. на предоставление субсидий Российскому фонду технологического развития в целях внедрения наилучших доступных технологий в импортозамещении. К сожалению, на сегодняшний день эти средства до сих пор не используются», — рассказывает Татьяна Голикова.
Можно привести и такой пример. По разделу «Социальная политика» неисполненными остались назначения на 29,3 млрд руб., почти все они пришлись на социальное обеспечение населения. Это объясняется тем, что для получения выплат, пособий и компенсаций нужны заявления граждан, а их не было. Кроме того, фактическая численность получателей оказалась ниже запланированной.
Аудиторы также обращают внимание на такие моменты. В 2014 году было завершено строительство и введено в эксплуатацию менее половины из 772 объектов.
«Это самое низкое исполнение за последние пять лет. И очевидно, что это низкое исполнение связано с тем, что при формировании Федеральной адресной инвестиционной программы в нее включаются объекты без проектно-сметной документации, без разрешения на строительство, без надлежащего землеотвода, что предполагает соответствующее перераспределение ресурсов внутри года и, как следствие, задержку финансирования», — поясняет глава Счетной палаты.
В целом объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 года составил 1,969 трлн руб., это около 9 тыс. объектов.
Татьяна Голикова также говорит о неэффективном расходовании средств на взносы в уставные капиталы юридических лиц. В прошлом году было сделано 112 взносов на общую сумму 152,6 млрд руб. При этом на инвестиционные цели из этой суммы выделено 12,8%, остальное – на иные цели.
«Что же реально произошло с использованием этих денег? Из этой суммы – 152,6 млрд руб. – 84 млрд руб. оказались неиспользованными, — отмечает Голикова. — Часть из них была размещена на депозитных счетах банков».
На порядок большие суммы скрыты в другом месте. Госорганам и госучреждениям задолжали гигантскую сумму – размер дебиторской задолженности составляет 3,8 трлн руб. Из них 1,1 трлн – это «дебиторка» по неполученным доходам. Из них штрафы за нарушения валютного законодательства составляют почти 750 млрд руб.
«Это когда мы с вами ищем доходы. Можем мы их взять, не можем мы их взять – это большой вопрос. Для того чтобы их взять, нужны существенные изменения в законодательство», — говорит Голикова.
В общем, вместо того, чтобы Минфину искать, где бы что сократить, стоило бы активно работать над тем, чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Но не путем административного давления на подведомственные организации, а улучшением качества администрирования и повышением прозрачности. Стоит также подумать над тем, чтобы не давать деньги тем, кто их не расходует, а также над упрощением процедур. Например, регионы во многих случаях просто не могут получить дотации из федерального центра именно из-за сложности процедур. Если этого не сделать, то из года в год будет получаться так, что остаются неистраченные деньги и появляются неучтенные доходы.