Пенсионный советник

Монополии идут под аудит

Естественные монополии обяжут проводить независимый аудит мегапроектов

Рустем Фаляхов 23.07.2015, 23:08
Сергей Фадеичев/ТАСС

Правительство обяжет естественные монополии согласовывать свои инвестпрограммы и проводить независимый аудит строительства мегапроектов, реализуемых за госсчет, в том числе на средства ФНБ. Сэкономить можно миллиарды, уверены чиновники. Эксперты не столь оптимистичны.

Правительство к осенней сессии Госдумы подготовит и внесет поправки в действующие законы о естественных монополиях и об электроэнергетике. Монополистов обяжут проводить независимый аудит своих инвестиционных программ, рассказал «Газете.Ru» источник в Минэкономразвития.

Новые поправки обяжут естественные монополии согласовывать в обязательном порядке свои инвестиционные программы с правительством.

У правительства также появится возможность одобрять или отклонять инвестпрограммы естественных монополий на основании заключения независимого частного аудитора, а результаты проверки должны быть обнародованы и доступны для обсуждения широкой общественностью.

При этом проведение такой проверки будет оплачиваться из средств самой компании, а не за счет денег из бюджета. Стоимость аудита может составлять от 0,3 до 3% от стоимости объекта.

Стоимостной порог для отбора объектов, по которым будет проводиться аудит, установлен на уровне 3 млрд руб. и выше. Позже он будет снижен.

Кроме того, правительство сможет контролировать тех монополистов, которые пытаются заложить в стоимость своих проектов расходы, не имеющие отношения к услугам, за которые потребители платят по тарифам.

«В отношении ряда инвестиционных программ субъектов монополий, где возможны такие риски, органы власти, по законопроекту, наделяются полномочием указывать в определенных пределах монополисту, как и каким образом осуществлять крупнейшие, существенно влияющие на тариф расходы, ставить цели по развитию инфраструктуры, для обеспечения соблюдения интересов общества и государства», — добавляют в Минэкономразвития.

Требование согласовывать и проводить независимый аудит не будет распространяться на такие услуги, как захоронение радиоактивных отходов, услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, на инвестпроекты коммунальной инфраструктуры.

Поправки планируется принять до нового года, закон, как ожидается, вступит в силу в 2016 году.

Новые правила коснутся в первую очередь крупнейших российских компаний — «Газпрома», «Транснефти», ФСК, МРСК, «Ростелекома», владельцев портов и аэродромов.

Механизм проведения публичного аудита крупных инвестпроектов с государственным участием поручил разработать Владимир Путин в одном из инаугурационных указов в 2012 году. С 2014 года планировалось проводить публичный аудит объектов дороже 8 млрд руб., с 2015 года — дороже 1,5 млрд. Но указ полноценно так и не был выполнен.

В 2013–2014 годах правительством проводилась проверка эффективности расходования средств только пяти инвестпроектов по строительству стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года (в Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде, Ростове-на-Дону и Саранске), четырех проектов, реализуемых ГК «Автодор», инвестпроектов крупнейших акционерных обществ, в том числе проектов ФСК ЕЭС, «Русгидро», «Зарубежнефти», чья сметная стоимость превышает 8 млрд руб. Всего, по данным Национального объединения технологического и ценового аудита, в 2013–2014 годах аудит прошли всего 67 инвестконтрактов с госучастием. Выявленная независимыми аудиторами экономия составила около 60 млрд руб.

В этом году в плане проверки — всего шесть проектов («Автодор»), включая Центральную кольцевую автодорогу в Московской области.

«По нашим оценкам, 90–95% проектов так и не прошли независимый аудит, это касается и строительства космодрома Восточный, и целого ряда столь же значимых резонансных проектов, — говорит член правления Национального объединения технологического и ценового аудита Борис Ярышевский. — На любом крупном проекте, реализуемом госкомпанией, можно сэкономить около 10%».

Декларируемая публичность предлагаемого аудита остается под большим вопросом, отмечает эксперт. «Непонятно, впрочем, как правительство намерено обеспечить публичность проведенного аудита, в поправках об этом ничего не сказано. Возможно, потребуется создать специализированный интернет-портал», — говорит Ярышевский.