«ЮТэйр» под атакой кредиторов

МТС-банк подал за один день 12 исков к авиакомпании «ЮТэйр»

Елена Платонова 30.04.2015, 09:05
close
Сергей Савостьянов/ТАСС

МТС-банк увеличил количество исков к авиакомпании «ЮТэйр» до 23 штук. Общее число исковых заявлений к перевозчику и его «дочкам» от различных компаний составляет несколько десятков. «ЮТэйр» тем временем ждет решения от властей о предоставлении госгарантий на 19 млрд руб. Этой суммы, впрочем, вряд ли хватит для рефинансирования задолженностей перевозчика, считают эксперты.

МТС-банк подал за один день 12 исков к авиакомпании «ЮТэйр» в арбитражный суд Тюменской области, увеличив общее количество исковых заявлений до 23 штук. Суммы, которые банк намерен взыскать с «ЮТэйр», колеблются от 450 тыс. руб. до €4,5 млн. В последние полгода в адрес «ЮТэйр» и ее дочерних компаний были поданы десятки исков от различных структур. В их числе и банки-кредиторы, и лизинговые компании, и российские аэропорты, и ряд авиакомпаний.

Суммы требований составляют от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллиардов. Самые значительные по размеру иски подали Альфа-банк и лизинговая «Югра СПб».

Альфа-банк требует от «ЮТэйр» возврата около $60 млн и 23 млн руб. Судебные разбирательства отложены до середины мая. Петербургская лизинговая компания «Югра СПб» подала к «ЮТэйр» шесть исков на общую сумму около 6 млрд руб. «Югра СПб» обвиняет авиакомпанию в допущении задолженности по векселям.

Серьезные проблемы у перевозчика начались в прошлом году. Снижение ключевых экономических показателей и падение курса рубля по отношению к доллару привели к росту лизинговых платежей, рассчитываемых в иностранной валюте.

В июле 2014 года «ЮТэйр» объявила о масштабной оптимизации бизнеса под названием «Импульс». Программа сокращения издержек предусматривала отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В рамках данной программы АК «ЮТэйр» приняла решение сократить 20% рейсов и 10% персонала, что стало причиной уменьшения количества перевезенных пассажиров: по итогам первого квартала 2015 года их число сократилось на 36% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Помимо этого, авиаперевозчик начал переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок воздушных судов. По контракту поставка 20 самолетов А321 и 40 самолетов Boeing 737-800NG и 737-900NG была рассчитана на 2013–2015 и 2013–2016 годы соответственно. Реализация программы должна была сократить производственные расходы «ЮТэйр» на 5 млрд руб. в год, сообщали в пресс-службе авиакомпании.

Несмотря на усилия, к декабрю, по данным авиакомпании, долг превысил 167 млрд руб., из них $63,6 млрд перед банками и 85,2 млрд руб. перед лизинговыми компаниями. Компания начала переговоры о реструктуризации долга, но многие кредиторы предпочли обратиться в суд.

В феврале 2015 года «ЮТэйр» заявила о намерении просить у правительства страны помощи в виде госгарантий для получения кредитов. «Есть несколько вариантов — от 18 млрд руб. до 40 млрд руб.», — сообщал гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. В середине апреля межведомственная комиссия при Минэкономразвития (МЭР) одобрила заявку авиакомпании на предоставление госгарантий на сумму 19,2 млрд руб.

В том, что «ЮТэйр» получит поддержку государства, сомневаться не приходится, считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, государство постарается избежать рисков банкротства среди крупных перевозчиков, выполняющих социальную функцию.

Первым делом «ЮТэйр» надо реструктурировать краткосрочную задолженность, которая у авиакомпании имеет специфичную структуру, заявил «Газете.Ru» авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. С помощью краткосрочных кредитов, которые пролонгировались ежегодно, «ЮТэйр» покрывала затраты на фактическое обновление авиапарка. После ухудшения экономической ситуации банки посчитали кредитование авиакомпании рискованным, после чего и начались проблемы авиакомпании с кредиторами, объясняет аналитик. Для рефинансирования порядка 40–50 млрд руб. краткосрочных долгов в долгосрочные 19,2 млрд руб. в виде госгарантий будет недостаточно, и авиакомпании следует искать поддержку у основных акционеров, уверен Крамаренко.