Министры финансов стран ЕС договорились о единых правилах спасения банков. Санация финансовых институтов будет в первую очередь проходить за счет средств вкладчиков, а не денег налогоплательщиков.
Председательствовавший на совещании министр финансов Ирландии Майкл Нунан назвал принятый пакет мер «революционными изменениями в том, как воспринимаются банки», пишет Financial Times. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле назвал переговоры «достаточно сложными и насыщенными» и заявил, что реформы станут важным шагом в демонстрации того, что акционеры и кредиторы «несут ответственность в первую очередь».
Новые правила предписывают, что основное бремя по предотвращению банкротства банков ляжет на акционеров, держателей облигаций и крупных вкладчиков. В первоочередном порядке списываются обязательства кредиторов, составляющие 8% от общей суммы их вложений.
Затем власти могут действовать более гибко. По согласованию с Европейской комиссией национальные регуляторы имеют право освободить от участия в санации средства некоторых кредиторов и переложить бремя на других.
Также после того как будет реализовано «списание» обязательных 8% вложений крупных кредиторов, власти могут воспользоваться средствами из специальных национальных фондов, создаваемых для рекапитализации банков. Финансироваться фонды должны за счет платежей самих банков, причем средства должны составлять не менее 1,3% всех застрахованных депозитов страны.
При этом новые правила фиксируют предельную сумму госпомощи. «Вмешательство государства ограничено суммой 5% от общего объема обязательств банка, и каждый случай должен утверждаться в Брюсселе», — пишет Financial Times.
Средства на рекапитализацию в дальнейшем могут привлекаться и напрямую из Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ), но первая «порция» помощи будет записываться в счет долгов правительства данной страны.
От «стрижки» полностью защищены средства владельцев вкладов менее 100 тысяч евро, сохранность их сбережений гарантируется государством.
Также от спасения банков не должны пострадать зарплаты и пенсионные выплаты служащих проблемных банков и краткосрочные банковские обязательства, срок погашения которых не превышает семи дней.
Вклады граждан, превышающие 100 тысяч евро, а также депозиты малых и средних предприятий в проблемных банках будут иметь приоритетный характер при возврате средств кредиторам.
Пакет мер вступает в силу с 2018 года при условии, что до конца 2013 года его одобрит Европейский парламент.
«Впервые нам удалось договориться о значительных мерах по ограждению средств налогоплательщиков (от финансирования банкротств банков. — «Газета.Ru»), чтобы разорвать «порочную связь» государства и банков и заставить банки вести себя более ответственно», — говорит министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум.
«Это ясный сигнал рынкам и гражданам, и еще один важный шаг на пути создания банковского союза», — говорит чиновник.
Вокруг пакета мер сложилась ожесточенная дискуссия. Ранее, в пятницу, министры экономики и финансов стран еврозоны после 18 часов переговоров в Люксембурге так и не смогли согласовать финальный документ о создании единой системы реструктуризации и банкротства банков.
Обсуждение затягивалось из-за того, что расплывчатость формулировок позволила бы по-разному трактовать введенные правила. Это могло привести к тому, что большие богатые страны использовали бы государственные деньги для спасения банков, в то время как у меньших, более бедных стран не было бы иного выбора, кроме как переложить убытки на вкладчиков (так, как это случилось на Кипре).
Окончательное соглашение было «достаточно четко сформулировано», чтобы избежать этого, заявил еврокомиссар по сектору финансовых услуг Мишель Барнье.
Во время финансового кризиса правительства многих стран попытались предотвратить банкротства банков, опасаясь цепной реакции. С начала кризиса в 2008 году спасение финансовых институтов стоило европейским налогоплательщикам около 1,6 трлн евро.
При этом для помощи банкам правительства были вынуждены занимать средства и на долговых рынках. В результате объемы государственного долга резко выросли — в 12 из 17 стран еврозоны они в 1,5—2,5 раза превысили установленный для них предельный уровень 60% ВВП.
Предлагаемое министрами финансов ЕС решение использовать для спасения банков средства вкладчиков на практике было отработано на Кипре в марте этого года. Кипру пришлось согласиться на «стрижку» вкладов свыше 100 тысяч евро в двух ключевых банках страны, чтобы получить финансовую помощь от тройки международных кредиторов (Евросоюз, Европейский центробанк и Международный валютный фонд).
«Это решение показывает, что если ваш капитал находится где-либо внутри европейской финансовой системы, то потенциально он может быть подвержен «стрижке», аналогично ситуации на Кипре», — говорит партнер московского офиса Dentons Глен Колини. Инвестиции нуждаются в стабильности и предсказуемости, так что для юриста очевидно, что клиенты задумаются о перемещении денег в более безопасные юрисдикции.
Колини сообщил «Газете.Ru», что к нему поступает все больше запросов на перевод капитала из европейских юрисдикций в Гонконг, Сингапур, Швейцарию и США. «Если у вас депозит в банке Испании, Италии, Португалии или Венгрии, вам лучше задуматься», — предупреждает он.
«Под депозитом понимается далеко не только вклад, это любые счета: и транзитные, и расчетные, — в общем, все», — отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Таким образом, Европа столкнется с дефицитом ликвидности не только из-за оттока средств иностранных вкладчиков, но и от потери доверия собственного населения, предполагает юрист. «Теперь европейцам придется дробить свои сбережения по 100 тысяч и перераспределять по разным банкам», — считает Захаров, добавляя, что перераспределение средств может произойти в пользу европейских стран, не входящих в ЕС, например Швейцарии и Андорры.