Банки начинают активнее кредитовать молодежь. Доля заемщиков в возрасте 18–24 лет среди всех имеющих кредиты россиян увеличилась с 8% до 9%, выяснили аналитики Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Больше всего кредитов молодежь берет на покупку потребительских товаров — их доля составляет 58% общей задолженности заемщиков до 24 лет, посчитали в НБКИ.
Но интерес к потребкредитам у молодых людей снижается, их доля за прошлый год снизилась на 6 процентных пунктов.
Популярность у заемщиков до 24 лет набирают кредитные карты — их доля выросла на те же 6 п. п. и составила по итогам 2012 года 19%.
Рост спроса на кредитные карты тут же отразился на просрочке. Доля просроченных кредитов молодежи в сегменте кредитных карт увеличилась с 8,53% до 13,23%, то есть на 4,70 п. п.
У заемщиков до 24 лет ухудшилось обслуживание всех кредитов, кроме ипотеки. Доля просроченных потребкредитов увеличилась на 3,02 п. п., автокредитов — на 0,67 пункта.
Значительная часть молодых заемщиков, пришедших на рынок банковского кредитования в 2012 году, пока не готова выполнять свои обязательства без нарушения сроков, констатирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
Несмотря на рост просрочки, банки охотно одобряют кредиты молодежи. Средняя сумма кредита у заемщиков в возрасте до 24 лет возросла за год на 7%, до 70 тысяч рублей.
Быстрее всего средняя сумма действующих кредитов увеличилась у заемщиков старше 60 лет. За 2012 год этот показатель у них вырос на 10%, до 87 тыс. рублей, отмечают в НБКИ.
Пенсионеры, так же как и молодежь, предпочитают беззалоговые кредиты. «Всего 15% задолженности заемщиков старше 60 лет приходится на обеспеченные кредиты», — говорит Викулин. Доля задолженности по кредитным картам у этой возрастной группы самая высокая – 21%, отметил он.
Готовность банков увеличивать кредиты пенсионерам вполне объяснима: граждане этой возрастной группы наименее закредитованы.
На сегодняшний день самой кредитоактивной возрастной группой являются граждане от 25 до 34 лет, отмечали в своем мартовском обзоре аналитики кредитного бюро «Эквифакс». В данном сегменте кредитная история есть почти у 80% граждан, в то время как в возрасте от 20 до 24 лет только у 40%, и у 51% в возрасте 50—54 лет.
Критично высокую закредитованность действующих заемщиков отмечали и сами банкиры.
Мы кредитуем одних и тех же людей, сетовал зампред правления банка «Хоум кредит» Юрий Андресов: «Уже в нашем банке доходит до четырех кредитов одному заемщику».
Тупиковая ситуация вынудила «Хоум кредит» расширять спектр потенциальных заемщиков. Минимальный возраст для получения кредита наличными снижен до 23 лет с 25, а максимальный увеличился с 55 до 64 лет, сообщила начальник управления кредитных продуктов банка Алсу Тинчурина.
«Требования к возрасту потенциальных клиентов у нас довольно широкие, от 21 года до 70 лет», — сказал «Газете.Ru» вице-президент ВТБ24 Иван Лебедев. Не так давно верхняя планка была на уровне 65 лет, отметил он.
Банки активнее идут в сегменты, которые ранее не кредитовали, и то, что молодежь чаще других допускает просрочки, их не останавливает, признает старший портфельный риск-менеджер Альфа-банка Роман Божьев. Для получения кредита в Альфа-банке заемщик должен быть не младше 21 года, но не старше 65 лет, добавил банкир.
«Молодые люди в большинстве своем обращаются за кредитом в первый раз и с точки зрения кредитного риска являются относительно более рискованной группой заемщиков», — отмечает руководитель управления кредитных продуктов Ситибанка Дмитрий Коловской, добавляя, что банк ориентируется на российский средний класс.
Категория юных заемщиков, в возрасте от 18 до 24 лет, традиционно считается самой рискованной, согласен генеральный директор бюро «Эквифакс» Олег Лагуткин. «Во-первых, это граждане пока с невысоким и нестабильным доходом, во-вторых, достаточно легкомысленно относятся к выполнению кредитных обязательств в срок», — говорит он.
Повышенное внимание банков к данной возрастной группе с большой долей вероятности приведет к падению качества кредитного портфеля, прогнозирует Лагуткин.
В целом по рынку кредитование пенсионеров несет не меньше рисков, чем финансирование молодых заемщиков, считает зампред Райффайзенбанка Андрей Степаненко.