В апреле ВВП вырос на 2,6% по отношению к апрелю прошлого года, в марте этот рост составил 2%, сообщил в понедельник заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.
Клепач также сообщил об уточнении оценки динамики ВВП за первый квартал — спад ВВП на 0,1% пересмотрен до роста на 0,2% к четвертому кварталу прошлого года с учетом календарного и сезонного факторов.
«В принципе, эти цифры все равно в пределах стагнации, серьезного перелома негативной тенденции не произошло», — отметил замминистра.
Рост ВВП в первом квартале (по отношению к первому кварталу прошлого года), по уточненным данным, составил 1,2%. За четыре месяца (январь — апрель), по данным Клепача, экономика выросла на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
«Пауза в росте с тенденцией к стагнации сохраняется в промышленности, в инвестиционном блоке, в том числе сохраняется слабый импорт. Перелом, о котором мы говорили, мы ожидаем во втором полугодии», — признал Клепач. Ранее Минэкономразвития предупреждало, что экономика может «взять паузу в росте».
В апреле ведомство ухудшило свой прежний прогноз по росту ВВП в 2013 году до 2,4% с прежних 3,6%. Министр экономического развития Андрей Белоусов заявил тогда о риске наступления рецессии уже этой осенью, если государство не примет стимулирующих мер. «К сожалению, торможение роста произошло даже сильнее, чем предвиделось. Рост ВВП замедляется в течение пяти кварталов подряд со значений, близких к 5%, до 1,1% в I квартале текущего года», — признал Белоусов на заседании правительства в апреле.
Но негативная тенденция последних месяцев будет сломлена уже во втором квартале, а во втором полугодии экономический рост превысит 3% ВВП, прогнозировал Белоусов. Для модернизации экономики и выполнения социальных обязательств необходимо как минимум рост в 5% ВВП.
Вероятность рецессии в экономике этой осенью сохраняется, считает Клепач, но небольшая. «Будет рецессия или нет — зависит во многом от того, продолжится ли рост в мировой экономике. Возможно, он случится позже прогнозов, и это негативно отразится на России», — пояснил Клепач, добавив, что рецессия в еврозоне продолжится, что также негативно скажется на российском ВВП.
В первом квартале российская экономика, похоже, прошла дно, и сейчас, судя по данным за апрель, наметился едва заметный рост, обусловленный эффектом низкой базы, полагает Владимир Осаковский из Bank of America Merrill Lynch. Но говорить о переломе не следует: по итогам 2013 года экономика вырастет не более чем на 3–3,5%.
Годовой рост не превысит 2,8%, прогнозирует главный экономист банка ING по России и Казахстану Дмитрий Полевой. По его данным, экономика выросла в первом квартале на 2,2%, во втором вырастет на 3%, в оставшиеся два квартала будет расти темпом около 4%.
«Мы недавно снизили наш годовой прогноз по росту ВВП до 2% и предполагаем, что во втором квартале 2013 года темпы роста ВВП не будут превышать 2%», — говорит аналитик «Райффайзенбанка» Мария Помельникова.
Наибольшие опасения вызывает динамика инвестиций в основной капитал, отмечает Помельникова. Уже наблюдается сокращение госинвестиций. А частные инвестиции показывают вялый рост. Источником роста могла бы стать динамика потребления. «Однако наблюдаемое сокращение темпов роста номинальных зарплат, а также ожидаемое замедление роста кредитования не позволяет нам прогнозировать какое-либо существенное улучшение динамики потребления», — говорит Помельникова.
Второй квартал, скорее всего, будет провальным, отмечает старший аналитик «Солид» Артур Ахметов. В апреле рост немного ускорился, но май из-за обилия праздничных дней статистику не улучшит. На рост следует рассчитывать лишь в июне, считает эксперт.
Некоторое улучшение в экономике если и произошло, то за счет разморозки счетов «дочек» российских компаний на Кипре. А также за счет продолжающегося — примерно на 12–15% — роста объема выданных населению кредитов, отмечает Андрей Никитюк, председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest.
Других факторов, которые могут поддержать экономику, нет. Инвестиции в инфраструктурные проекты уже пережили свой пик год назад, и сейчас на них рассчитывать сложно. Приток нефтедолларов также не может стимулировать экономику из-за того, что цены на сырье с начала года упали примерно на 8%. «Рост ВВП не превысит 3%, только если не произойдет резкого улучшения в мировой экономике», — говорит Никитюк.
«Учитывая негативную внешнюю конъюнктуру, экономика России показывает вполне адекватные результаты», — считает старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова, добавляя, что экономический рост мог бы быть и выше. Помешало вступление России в ВТО и сохранение высокой ставки рефинансирования ЦБ.