Пенсионный советник

Газомоторный драйвер

Владимир Путин: половину общественного транспорта и треть грузового необходимо перевести с традиционного топлива на газ

Рустем Фаляхов, Алексей Топалов 14.05.2013, 22:38
в России к 2030 году реально перевести 50% общественного транспорта и коммунальной техники на газ в... Юрий Белинский/ИТАР-ТАСС
в России к 2030 году реально перевести 50% общественного транспорта и коммунальной техники на газ в виде топлива

Половину общественного транспорта и треть грузового необходимо перевести на газ. Такую инициативу одобрил президент Владимир Путин. Газомоторное топливо нельзя подделать и слить, а бюджет получит дополнительно $5,3 млрд, уверены власти. Но заинтересованы в реализации этой идеи в первую очередь крупнейшие госкомпании — «Газпром» и «Роснефть», уточняют эксперты.

Необходимо ускорить перевод российского автопарка на природный газ в качестве моторного топлива, потребовал на совещании в Сочи во вторник Владимир Путин. Накануне постановление об альтернативных видах топлива приняло правительство.

«Я уже упоминал о том, что еще прежний состав правительства начал разрабатывать эту тему. Вчера коллеги приняли это распоряжение, в котором поручено разработать комплекс мер, значит, если мы еще полгода будем разрабатывать комплекс мер и согласовывать — я знаю, как это делается, — будем еще согласовывать всякие параметры этой работы, то можем неоправданно затянуть», — сказал Путин. И потребовал ускорить создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации этой идеи.

Первым поддержал эту идею «Газпром». К 2030 году можно перевести 50% общественного транспорта и коммунальной техники на газ в виде топлива, сообщил участвовавший в совещании председатель совета директоров «Газпрома», спецпредставитель президента России по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.

Треть грузового транспорта также можно перевести на газ и пятую часть сельскохозяйственной техники.

Перевод транспорта на газ увеличит рост потребления газа на внутреннем рынке на 5%, добавил глава совета. «Но для этого должна быть четкая государственная программа развития газомоторного рынка России», — сказал Зубков.

По его подсчетам,

внедрение газа может дать ежегодную экономию порядка 49 млрд руб. для сектора пассажирских перевозок, 34 млрд — для сектора грузоперевозок и 6 млрд — в сельском хозяйстве.

Еще один аргумент Зубкова в пользу газа — он в несколько раз дешевле другого топлива. «Имеет более низкий расход, его нельзя разбавить или слить. Что тоже немаловажно в нашей повседневной жизни, которая досталась нам еще с советских времен», — аргументировал Зубков.

Путин на это заметил, что «надо объяснить, что нельзя это сделать, что так просто нельзя разбавить, слить».

Наконец Зубков предложил разработать программу утилизации старых автомобилей для граждан в обмен на покупку новых авто, работающих на газомоторном топливе. «Подумать надо, Владимир Владимирович, может быть, не отметать (идею). Потому что тогда население получило бы заправку бака на 400 рублей, а не за 1200, как сейчас», — сказал Зубков.

Экономические стимулы для перевода автопарка на газомоторное топливо предложил министр энергетики Александр Новак. Во-первых, можно было бы обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе.

«Мы предлагаем рассмотреть возможность рекомендаций субъектам России с 1 января 2014 года снизить транспортный налог или, может быть, даже обнулить для транспортных средств, использующих газомоторное топливо», — сказал министр.

Во-вторых, необходимо включить газозаправочные станции в перечень объектов дорожного сервиса. Это позволит распространить на них льготы и упростить порядок землеотвода. Кроме того, нужно смягчить нормы безопасности для газовых заправочных станций по аналогии с автозаправками. «Сейчас расстояние до ближайшего объекта по требованиям безопасности составляет до ста метров, в США это 8 метров, в Испании — от 15 до 30 метров. Мы не говорим, что нужно к этим цифрам выйти, но нужно сделать более соразмерно, чтобы заправки газомоторным топливом были рядом с АЗС или даже, может быть, на этой территории», — сказал Новак.

К программе «газификации» автотранспорта готова подключиться и «Роснефть». По словам Новака, «Роснефть» намерена выделить до 60 млрд руб. на строительство 1 тысячи газозаправочных станций. Ранее «Роснефть» подписала ряд соглашений, направленных на расширение использования газомоторного топлива, в том числе с российской «дочкой» немецкого автоконцерна Volkswagen, с КамАЗом, с холдингом «Русские машины» Олега Дерипаски.

Еще миллиард рублей на строительство заправок готова выделить газовая монополия по программе «Газпром — газомоторное топливо». «Планируется в 2013 году ввести 17 заправок в 10 регионах. Кроме того, на этапе технико-экономического обоснования находятся 18 заправок, и еще 243 заправки — на этапе выбора участков», — сообщил Новак.

Дополнительные доходы бюджета благодаря строительству заправок на газе составят к 2030 году $5,3 млрд.

Минэнерго прогнозирует, что количество автомобилей на газомоторном топливе вырастет к 2030 году в 25 раз — до 2,5 млн единиц, количество газозаправок в 17 раз — до 3,5 тыс. При этом ожидается сокращение выбросов в воздух загрязняющих веществ на 12%.

Развитие рынка газомоторного топлива поддержит динамику спроса на газ на внутреннем рынке, согласен директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко.

Но за этой идеей стоят бизнес-интересы конкретных госструктур: выиграет от перевода на газомоторное топливо в первую очередь «Газпром», учитывая масштабы присутствия этой госкомпании в регионах, добавляет эксперт. По его мнению, для монополии это особенно полезно в свете некоторого ослабления позиций на внешних рынках.

Схема перехода на газомоторное топливо до конца не проработана, к ней пока больше вопросов, чем ответов, считает партнер компании ФБК Игорь Николаев. «Например, говорится, что половина общественного автотранспорта будет переведена на газ. Но ведь это значит, что та же половина транспорта перестанет заправляться на традиционных заправках. В чем выгода? А сколько газа на все это потребуется? Уже сейчас есть проблема выполнения Россией обязательств по долгосрочным контрактам с иностранными контрагентами. В то же время «Газпром» строит новые газопроводы — они будут стоять пустыми?» — говорит Николаев.