Пассажирам «Аэрофлота» приходится оплачивать большой объем неэффективных затрат авиакомпании. Такой вывод сделала Счетная палата по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности «Аэрофлота» за 2010–2011 годы и девять месяцев 2012 года.
В январе председатель СП Сергей Степашин анонсировал проверку формирования цен на билеты в авиакомпании. «Запланировали проверку не просто «Аэрофлота», а вопрос формирования цены, — сказал он. – Посмотрим конкурентную среду. Почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам. Серьезные международные авиационные компании».
«Ну хватит обманывать народ, на самом деле!» — эмоционально добавил тогда Степашин.
По итогам проверки Счетная палата пришла к выводу, что высокая стоимость перевозок по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия, удобное для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные самолеты), но также наличием большого объема неэффективных затрат.
53,1% стоимости авиаперевозок связаны с выполнением непосредственно полетов (в том числе 31,9% — горюче-смазочные материалы и 21,2% — аэропортовое и аэронавигационное обслуживание), 26,6% — содержание в исправном состоянии самолетов, 10,8% — обслуживание пассажиров и обработка грузов.
9,5% — организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы), говорится в материалах проверки.
В 2011 году у «Аэрофлота» произошел рост доходов, но в основном за счет роста объема пассажирских перевозок на 24,2% (в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3% к уровню 2010 года и обеспечили 75,7% общего объема доходов перевозок). Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%. Из-за роста пассажиропотока увеличились и расходы компании (на 24,2%).
Но в 2011 году «Аэрофлот» в 3,6 раза увеличил и расходы на оказание «консультационно-информационных услуг», сообщает Счетная палата.
СП в числе претензий отмечает, что компания проводила торги «преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры стоимостью свыше 10 млн рублей заключены без проведения торгов».
Ведомство не детализирует эпизоды. Но в марте 2013 года член совета директоров Алексей Навальный рассказывал, что «обнаружил заключенный по очень странной процедуре контракт с рекламной компанией ООО «Апостол», принадлежащей Тине Канделаки».
«Контракт, по моему мнению, заключен с нарушением и 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний, и нарушением внутренних правил самого Аэрофлота», — писал Навальный в блоге, ссылаясь на переписку между ним и гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым (была опубликована в «Ведомостях»). Контракт «достаточно большой», уточнял член совета директоров «Аэрофлота», но «не достаточно велик, чтоб его рассматривали на СД». Основанием для заключения контракта было поручение гендиректора «Аэрофлота» от 12 января 2012 года.
За 9 месяцев 2012 года на коммерческие и маркетинговые расходы «Аэрофлот», согласно отчету по МСФО, потратил $232 млн. За это время «Апостол» получил от компании «Аэрофлот» 34 млн рублей - то есть примерно 0,49%. Поэтому говорить о том, что мы являемся основным фигурантом в вопросе нерациональных расходов, которые влияют на повышение цен на авиабилеты, смешно, говорит представитель компании.
В апреле 2013 года «Аэрофлот» открыл ряд конкурсов по выбору компаний, которым предстоит заняться продвижением или оказанием консалтинговых услуг в интересах авиаперевозчика.
Среди тендеров – «разработка креативной концепции рекламного видеоролика, позиционирующего бренд «Аэрофлот» через спонсорство футбольного клуба» (стоимостью не более 1 млн рублей), «разработка серии коммуникационных стратегий в интересах ОАО «Аэрофлот», а также дочерних и зависимых компаний группы «Аэрофлот» на 2013–2014 годы» (не выше 29 млн рублей), «оказание информационных и консалтинговых услуг в виде реализации программы формирования лояльности сотрудников к компании» (не выше 15 млн рублей), «информационное сопровождение инициатив «Аэрофлота» в эфире российских федеральных телевизионных каналов в 2013 году» (69 млн рублей).
Один из самых дорогих тендеров – по «информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов ОАО «Аэрофлот», путем организации публикаций на основе новостей и пресс-релизов». Цена контракта – 100 млн рублей.
Итоги конкурсных закупок должны быть подведены в мае.
Расходы по статье «оказание консультационно-информационных услуг» в отчетностях «Аэрофлота» не детализируются. По статье «коммерческие и маркетинговые расходы» у группы фиксируется рост. Так, в 2011 году, согласно отчетности по МСФО, компания потратила $236 млн (годом ранее – $198,7 млн). За 9 месяцев 2012 года по этой статье зафиксировано $232 млн расходов (за аналогичный период 2011 года - $167.1 млн). «Но доля коммерческих и административных расходов группы «Аэрофлот» в структуре себестоимости находятся на уровне 9%. И это достаточно адекватная цифра», — считает Алла Юрова из инвесткомпании «Регион».
Показатель существенно зависит от бизнес-модели авиакомпании, уточняет она.
«У Lufthansa он – 5% от себестоимости, у easyJet – всего 3%, у Turkis Airlines – 11%, — поясняет аналитик. – Сейчас «Аэрофлот» реализует стратегию активного повышения лояльности на международных рынках, рекламные компании в разных странах мира, на это требуются средства. Не думаю, что «Аэрофлот» выходит за приемлемые цифры».
«Темп роста затрат на неосновные виды деятельности – различные административные расходы, расходы на оказание консультационно-информационных услуг и так далее – росли существенно выше, чем производственные затраты, — понимает претензии Счетной палаты Олег Абелев, глава аналитического отдела «Риком-траст». – Если затраты на основные статьи увеличились в целом на 30-40%, то непрофильные расходы выросли почти в 4 раза». Это настораживает и заставляет СП говорить о неэффективности решений совета директоров, считает аналитик.
«Как и любой перевозчик, «Аэрофлот» устанавливает прямую зависимость цен на билеты от затрат, которые включаются в себестоимость отчетности компании, — напоминает он. – Вопрос в том, что в цене на билет учитываются, прежде всего, прямые, а не косвенные затраты, к которым безусловно относятся консультационные услуги».
«Стабильно высокий рост числа пассажиров «Аэрофлота» говорит об их лояльности, — считает Елена Садовская из Rye, Man & Gor Securities. – Клиенты готовы платить премию за безопасность, удобное время, достойный сервис и относительно хорошее питание на борту».
Коллегия Счетной палаты решила направить представления в Минтранс, Росавиацию и «Аэрофлот — Российские авиалинии», информационное письмо – в Росимущество, материалы проверки – в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД, а отчет по результатам проверки в палаты Федерального собрания.
В «Аэрофлоте» не смогли оперативно прокомментировать выводы Счетной палаты. В Росавиации и Минтрансе затруднились прояснить возможные действия ведомств по итогам проверки СП, так как представление от палаты еще не получено. «По решению коллегии Счетной палаты отчету о проверке ОАО «Аэрофлот» был присвоен гриф «Для служебного пользования», — сообщили в СП.