О целесообразности приватизации принадлежащего Белоруссии участка нефтепровода «Дружба» во вторник заявил руководитель белорусского госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов. «Я считаю, что все, что лежит в земле, в нашей земле, должно работать, должно быть загружено на полную мощность, чтобы был хороший транзит и государство получало прибыль», — сказал чиновник, отметив, что южная ветка «Дружбы» на данный момент загружена не полностью, а по северной ветке транзит нефти вообще не осуществляется.
«Все должно приносить отдачу, — подчеркнул Кузнецов. — Какой смысл в мертвом железе?»
В качестве примера удачной инфраструктурной сделки он назвал продажу 50% «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» за $2,5 млрд. По словам Кузнецова, после этой сделки прокачка газа через белорусскую территорию начала расти, как и зарплаты сотрудников «Белтрансгаза».
Нефтепровод «Дружба» берет начало в Татарстане, проходит через регионы России до белорусского Мозыря, где разделяется на две ветки — южную (идет через Украину в Чехию, Словакию и Венгрию) и северную (уходит в Польшу и Германию). Раньше северной веткой назывался отрезок трубы, уходящий в Литву и Латвию, но после аварии в 2006 году прокачка в страны Балтии полностью остановлена. Общая мощность нефтепровода — 66,5 млн тонн нефти в год, сейчас прокачивается около 33 млн тонн.
Заявления о возможной приватизации белорусского участка «Дружбы» не новость. В начале прошлого года первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко говорил, что пока тема не прорабатывается, но это вопрос времени. Покупатели могут быть разные, не только российские, убеждал чиновник.
В любом случае без участия Семашко вопрос приватизации белорусского участка «Дружбы» рассматриваться не будет, уверен аналитик белорусского агентства «Экспоинфо» Антон Платов.
Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» говорит, что наиболее очевидным кандидатом на приобретение актива является российская «Транснефть». Но эксперт не уверен, что российскую нефтепроводную монополию заинтересуют белорусские трубы. Может быть принято политическое решение, заметил Крюков.
Источник в нефтяной отрасли утверждает, что «с точки зрения бизнеса белорусский участок трубы не стоит вообще ничего». «Такая оценка, как правило, складывается из трех-пяти годовых доходов от актива, — поясняет он. — Белорусский отрезок «Дружбы» фактически не способен принести никакого дохода».
В «Транснефти» заявили, что не заинтересованы в приобретении белорусской трубы. «Мы точно не знаем, каково состояние труб, за исключением того, что состояние северной ветки очень плохое, так как после прекращения поставок трубы не обслуживались, — рассказывает представитель нефтепроводной монополии Игорь Демин. — Также хочется отметить, что Кузнецов сам говорил о «мертвом железе». Мертвое железо нам не нужно».
В последние годы «Транснефть» ввела в строй несколько собственных нефтеналивных портов — в Усть-Луге и Приморске, что снижает интерес компании к поставкам через «Дружбу». Также Демин напомнил, что нефтяные трубы «Транснефти» традиционно заканчиваются на границе России. За рубежом нефтетранспортных активов у компании нет. «В Белоруссии существует определенная непредсказуемость правового поля, законодательство в любой момент может измениться, — говорит Демин. — Любой из перечисленных причин было бы достаточно для того, чтобы отказаться от покупки белорусских труб».