«Нефтетранссервис» переносит ранее запланированное road show. Об этом в пятницу сообщает Bloomberg со ссылкой на члена совета директоров Константина Вязовского. Источник в компании рассказал «Газете.Ru», что намеченная на 28 января встреча с инвесторами перенесена на апрель.
«Это чисто технический перенос, не связанный с какими-либо эксцессами, — утверждает собеседник «Газеты.Ru». – На сроки размещения это не повлияет: мы по-прежнему намерены завершить его до конца первого полугодия 2013 года».
«Нефтетранссервис» — второй по объемам перевозки (59,6 млн тонн) железнодорожный оператор России. В парке компании более 32,4 тыс. полувагонов и 24,8 тыс. цистерн. «Нефтетранссервис» контролируют братья Вячеслав и Вадим Аминовы, которым принадлежит 35,3% и 32% соответственно. Входящий в совет директоров компании Алексей Лихтенфельд владеет 22,5% акций, оставшиеся 10% принадлежат гендиректору «Нефтетранссервиса» Александру Тертычному.
Неофициальная информация о том, что компания намерена провести IPO на Лондонской бирже, появились еще осенью 2012 года, но официально компания заявила о планах по размещению лишь в середине января. «Нефтетранссервис» намерен разместить 25% за счет выпуска допэмиссии.
После размещения совокупная доля Аминовых составит 50,6%, у Лихтенфельда останется 16,88%, у Тертычного – 7,5%.
Неделю назад Reuters со ссылкой на источники сообщало, что один из организаторов IPO «Нефтетранссервиса», «Ренессанс Капитал», оценивает компанию в $1,4–1,8 млрд. Morgan Stanley и JP Morgan, также выступающие организаторами размещения, своих оценок не приводят.
Акционеры, по неофициальной информации, хотят получить за 25% $500 млн, то есть оценивают компанию в $2 млрд.
Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что перенос road show оправдан: рыночная конъюнктура снизила интерес инвесторов. «Рынок железнодорожных перевозок грузов в полувагонах в России стал очень конкурентным, в связи с чем резко падает доходность операторов, — объясняет эксперт. — Падение началось в третьем квартале 2012 года, и к началу 2013 года выручка на полувагон снизилась более чем на 45% к уровню I квартала 2012 года».
По словам Бурмистрова, грузооборот сохраняет положительную тенденцию, но на рынке подвижного состава сформировался профицит. Полувагонов и нефтеналивных цистерн больше, чем физически нужно грузоотправителям, из-за этого снижаются арендные ставки: если год назад ставка аренды в сегменте полувагонов составляла 1,4–1,5 тыс. рублей в сутки, то сейчас уже 750–800 рублей» «Нефтетранссервис» с размещением немного опоздал, — считает Бурмистров. — Если бы компания вышла на IPO в августе-сентябре 2012 года, размещение могло быть успешным. Акционеры хотели разместить 25%, исходя из цены всей компании в $2 млрд. Сейчас инвесторы вряд ли оценят «Нефтетрансервис» выше, чем в $1,4 млрд».
По оценке эксперта, «Нефтетранссервису» предпочтительнее выйти на IPO в начале 2014 года, когда пик кризиса будет пройден и акционеры компании смогут получить более высокую оценку бизнеса.
Константин Юминов из Райффайзенбанка добавляет, что из-за сложившегося переизбытка подвижного состава никто из потенциальных инвесторов не будет покупать парк вагонов и цистерн ради самого парка. «Покупатель хочет быть уверенным в том, что этот парк обеспечен грузами», — объясняет аналитик. По его словам, именно этот фактор станет одним из основных при принятии решения о покупке акций «Нефтетранссервиса».
Но главный момент, определяющий успех IPO компании, по словам Юминова, дисконт к компании Global Trans, которую рынок принимает за ориентир. «По нашим оценкам, этот дисконт должен составлять 15–20%, — говорит эксперт. – В этой ситуации цена 100% «Нефтетрансервиса» составит $1,4–1,6 млрд. Соответственно, пакет, выставленный на IPO, будет стоить $350–400 млн».
Дмитрий Зотов, гендиректор лизинговой компании «Трансфин-М», признает спад на рынке грузоперевозок. «Это связано, с одной стороны, с сезонностью бизнеса, с другой – с нестабильной ситуацией на рынке аренды универсального подвижного состава. Начиная с лета наблюдается снижение арендных ставок и стоимости полувагонов. За этот период арендная ставка упала практически в два раза, стоимость полувагонов снизилась более чем на 20%. При снижении ставки до определенного уровня перевозка для оператора становится нерентабельной. Думаю, что снижение погрузки в январе-декабре отчасти вызвано замешательством операторов в условиях нестабильности в сегменте», — заметил он.
По его прогнозу, арендные ставки будут иметь тенденцию к снижению в течение первого полугодия 2013 года, но тренд будет более плавным, чем во втором полугодии 2012-го. «Возможное «дно рынка» — 700-750 рублей в сутки – будет достигнуто летом, после чего произойдет стабилизация и восстановление рынка (если государством не будет принято каких-то дополнительных мер по поддержке рынка). Однако погрузка так или иначе восстановится в марте: глобальных макроэкономических причин для снижения объемов грузоперевозок я не вижу», — подчеркнул Зотов.
Парк «Нефтетранссервиса» более чем на 60% состоит из полувагонов, часть которых приобретена на пике цен 2011-го — первого полугодия 2012 года, при такой ситуации на рынке выходить на IPO в 2013 году было бы не очень целесообразно, резюмировал он.