Телеканалы должны маркировать передачи, нежелательные для детского просмотра, графическим знаком, сопоставимым по размеру с логотипом самого канала, решила Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Маркировка контента предусмотрена законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу с 1 сентября текущего года.
Маркировать передачи, имеющие ограничения к просмотру по возрастному критерию, операторы должны с 27 августа.
Знак должен демонстрироваться не менее 8 секунд, с первого кадра, уточнили в Роскомнадзоре. Текстовое и голосовое предупреждение о том, что программа не рекомендуется к просмотру детям, не будет считаться маркировкой.
Маркировка обязательна для передач, в которых содержатся сцены, не предназначенные для показа детям младше 16 или 18 лет. «Музыкальные клипы, имеющие сцены категории 16+ и 18+, также являются продуктами, подлежащими маркировке», — подчеркивает Роскомнадзор. Анонсы передач, имеющих ограничения по возрасту, также должны быть снабжены соответствующими знаками. И в программах телепередач маркировке подлежат все транслируемые телеканалами информационные продукты.
Преимущественные обязательства по маркировке информационных продуктов налагаются на правообладателя или на распространителя, который получил права по договору.
Но точные критерии отнесения контента к категории нежелательного для детского просмотра еще не определены.
В случае возникновения спорных моментов, к работе над классификацией будет подключаться независимая экспертная группа, которую ведомство планирует сформировать до 1 сентября, сообщил представитель Роскомнадзора Владимир Пиков.
В течение первых месяцев применения закона служба намерена проанализировать спорные ситуации для уточнения критериев.
«Те, кто принимают эти законодательные инициативы, не очень понимают, что делать», — возмущается источник в медиаотрасли, знакомый с переговорным процессом.
«Наибольшую сложность представляет понимание формулировок и применение их на практике. Оценка контента не может быть абсолютно объективной, а прецедентов пока что нет. К сожалению, разночтения и противоречия при проставлении возрастных категорий разными людьми и инстанциями на данном этапе неизбежны», — соглашается программный директор телеканала ТВ3 Екатерина Дунаева.
Санкции за несоблюдение требований относительно маркировки контента пока не определены. Это предписания и штрафы, говорит источник, близкий к консультациям. Максимальная ответственность может предполагать отзыв лицензии, опасается один из опрошенных участников рынка.
В ТВ3 создали собственную рабочую группу, в рамках которой проводится экспертиза того, что будет помечено маркировкой. «Для максимальной оперативности и разумности процесса было решено маркировать то, что запланировано в эфир», — отметила Дунаева.
Представители операторов кабельного ТВ готовятся переписывать соглашения с телеканалами. «Маркировку контента должны производить сами владельцы контента. «Ростелеком» заключает с ними лицензионные соглашения, не позволяющие самостоятельно вносить какие-либо изменения. Поэтому в ближайшей перспективе наша задача видится в том, чтобы наличие маркировки было отражено в данных соглашениях», — сообщили в пресс-службе оператора.
Чтобы в вопросе была полная ясность, а суть предъявляемых требований была до конца понятна, должно пройти определенное время, в течение которого будет производиться маркировка контента, говорят в Национальной спутниковой компании (оператор «Триколор ТВ»). «Конечно, сначала некоторые трудности могут возникнуть и у телеканалов, и у операторов платного телевидения, однако это стандартная ситуация при введении новых требований», — говорит представитель НСК.
В «Акадо» тоже признают, что новые правила предполагает дополнительные трудозатраты. «Так как у нас есть онлайн-телегид, нам придется запрашивать у правообладателей дополнительные данные по маркировке контента, чтобы публиковать сетку программ», — говорит представитель компании Денис Рычка.
Тем не менее в компании считают, что «инициатива соответствует тому, что происходит на развитых телевизионных рынках США и Европы».