Первый вице-премьер Игорь Шувалов провел встречу с советником президента Игорем Левитиным, сообщил осведомленный источник. Левитин, будучи министром транспорта, курировал разработку проекта развития Московского авиационного узла. Он продолжает эту работу в новом статусе.
В секретариате Шувалова подтвердили, что вице-премьер во вторник встретился с Левитиным.
Речь шла о выработке общих подходов к развитию авиаузла, подчеркнули в секретариате.
Минтранс передал в правительство проект развития Московского авиаузла в начале июня, говорит другой источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом подготовки предложений. Проект основан на результатах работы группы из представителей Росимущества, Росавиации, Минтранса и трех московских аэропортов — Внуково, Домодедово, Шереметьево.
Правительству предложено консолидировать государственное имущество в Московском авиаузле в единое юридическое лицо — акционерное общество. Речь идет о создании компании, куда будут внесены 83% акций «Шереметьево», 25% «Международного аэропорта Внуково» и 74,7% «Внуково». В акционерное общество предлагается внести аэродромное имущество Внуково и Шереметьево, которым государство владеет через ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», и аэродром Домодедово — ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово».
Создание подобной компании позволит усилить инвестиционную привлекательность Московского авиаузла в целом, поясняет источник.
Выводить аэродромы из госсобственности по каждому аэропорту отдельно нет смысла. «Расходы на аэродром выше, чем доходы от терминальной деятельности; существующие полосы никто на баланс не возьмет, потому что расходы по их реконструкции слишком велики», — говорит чиновник. Вариант концессии рассматривался, но не удовлетворил участников разработки проекта. Концессионное соглашение возможно для создания новых аэропортов, но в случае со строительством летных зон в московских аэропортах источник возврата инвестиций для частного партнера — только сбор за взлет-посадку; эти деньги не позволят окупить вложения.
Компания, в собственности которой будут и аэродромы, и терминальные мощности, сможет шире использовать разные механизмы привлечения инвестиций: через выпуск облигаций под государственные гарантии, кредиты, а в перспективе через изменение структуры акционерного капитала, говорит осведомленный источник. «Оферты крупным международным и российским инвестиционным группам по проекту пока не делалось, но заинтересованы могут быть очень многие», — прогнозирует источник.
В случае одобрения правительством предложенной схемы следующий этап — это переговоры с частными собственниками активов Внуково, Домодедово и Шереметьево об их вхождении в капитал компании.
Полностью частный аэропорт Москвы Домодедово пока не обозначил позицию по этой возможности. Еще в 2010 году инвесткомпания «Тройка Диалог» по заказу правительства просчитывала схему объединения московских аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково. Тогда консультанты оценили бизнес Домодедово в $4,1—5,1 млрд, аэропорт Шереметьево в $1,6—2,4 млрд, а Внуково в $500—700 млн. В случае консолидации активов с такими оценками государство не получило бы в компании контрольный пакет. В новой схеме консолидации с учетом стоимости аэродромного имущества контроль государству обеспечен. Но это не интересно владельцам Домодедово.
В перспективе будет рассматриваться вопрос привлечения управляющей компании. «Возможно, через вхождение в акционерный капитал, возможно, по контракту», — говорит осведомленный с ходом консультаций источник. По данным другого источника, предварительный интерес к покупке доли в проекте проявлял инвестфонд Macquarie.
До конца года должно быть завершено объединение Внуково и Шереметьево, параллельно иностранный консультант будет работать по вопросам создания управляющей компании, подтвердили в пресс-службе Министерства транспорта. «По завершении всей этой работы в начале 2013 года Минтранс сформулирует итоговые предложения, которые будут направлены в правительство», — добавил представитель ведомства.
Изменений в операционной работе аэропортов Московского авиаузла на данный момент не планируется. «Государство, по сути дела, ничего, кроме юридической формы собственности, не меняет», — говорит источник. По его словам, за аэропортами сохранится существующая схема работы по авиационным альянсам. «Она экономически обоснована, — поясняет он. — Никто не намерен гонять транзитных пассажиров одного альянса из Шереметьево во Внуково и обратно. Но в рамках единой компании возможность взаимодействия с авиакомпаниями выглядит более эффективной».