Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Убытки пошли за «Клинским»

Убыток пивоваренной компании Sun InBev Russia в 2011 году составил 3,3 млрд рублей

Екатерина Брызгалова 12.04.2012, 20:53
Производство пива на заводе Sun InBev ИТАР-ТАСС
Производство пива на заводе Sun InBev

Убыток пивоваренной компании Sun InBev Russia в 2011 году составил 3,3 млрд рублей. В плохом результате компания винит рост акцизов на алкоголь. Это проблема всего рынка, сетуют его участники, а борцы за здоровый образ жизни отмечают успех антиалкогольной кампании. Но потребление пива растет, замечают эксперты: просто глобальные компании уступают долю рынка местным производителям.

Чистый убыток компании дочернего подразделения Anheuser-Busch InBev в России в 2011 году составил 3,3 млрд рублей (в 2010 году компания имела прибыль 309,76 млн), говорится в финансовой отчетности компании за 2011 год.

Sun InBev Russia в прошлом году сократила производство на 7%, до 15,249 млн гкл. Экспорт снизился до 155 тысяч гкл – 2% от общей выручки компании. При этом выручка компании увеличилась до 40,1 млрд рублей с 37,5 млрд рублей в 2010 году.

Sun InBev принадлежат бренды Budweiser, Stella Artois и Beck's. В России компания также производит пиво «Клинское» и «Сибирская корона».

В убытках компания винит «неоправданное» усиление государственного регулирования на рынке, в частности постоянное повышение акцизов на алкоголь.

«Увеличение стоимости акцизов вносит долю негатива в бизнес компании в России. Рост цен на сырье и материалы, в том числе на ячмень, увеличение транспортных расходов также оказывают негативное влияние»,

— рассказал «Газете.Ru» управляющий по связям с органами государственной власти Sun InBev Russia Андрей Ерин.

Правительство регулярно повышает акциз на алкоголь. В 2010 году за 1 литр пива крепостью от 0,5–8,6%(самый массовый сегмент) производители платили 10 рублей. В 2012 году акциз составляет 12 рублей за 1 литр. Министерство финансов намерено продолжать повышение акцизных ставок на пиво: в 2013-м — до 15 рублей за литр, в 2014 году — до 18 рублей за литр.

Рост издержек — общая проблема российских пивоваров, и ситуация будет только ухудшаться, считают участники рынка. Так, чистая прибыль пивоваренной компании «Балтика» (входит в группу компаний Carlsberg) в 2011 году сократилась до 17,07 млрд рублей с 19,17 млрд рублей в 2010 году. Показатели «Балтики» не оправдали ожиданий инвесторов, отмечает Наталья Колупаева из «ТКБ Капитала». На собрании акцинеров 12 апреля компания «Балтика» объявила, что не будет выплачивать дивиденды по итогам прошлого года.

«Повышение акцизов серьезно влияет на показатели компаний. Практически все игроки заявили о том, что их показатели за 2011 год были слабыми и хуже ожиданий»,

— говорит Колупаева. «С повышением акцизов растет цена товара, снижается его привлекательность для покупателя», — объясняет Алексей Кедрин из «Балтики». По его словам, акцизы на пиво несоразмерно увеличивают по сравнению с другим алкоголем – стоимость одного грамма спирта в пиве в два раза превышает стоимость одного грамма спирта в водке. При пересчете на чистый спирт, стоимость литра водки обходится потребителям дешевле, чем стоимость литра пива, подтверждает Ерин.

В будущем производителей пива ждут дополнительные ограничения: так, в 2013 году будет введен запрет на продажу пива и алкогольных напитков выше 0,5% с 23.00 до 8.00. Также остается открытым вопрос, останется ли на российском рынке ПЭТ-упаковка. ПЭТ могут отменить в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. «До 50% рынка – пиво в ПЭТ упаковке. Если в стране откажутся от ее использования, показатели пивных холдингов могут еще заметнее ухудшиться, так как ПЭТ-упаковка – наиболее дешевый и удобный в плане транспортировки материал», — говорит Колупаева.

Результаты антиалкогольной кампании очевидны, довольна сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина. «О снижении потребления алкоголя в России говорят данные по снижению количества отравлений от алкоголя, снижению случаев заболеваемости алкоголизмом, снижению смертности в состоянии алкогольного опьянения»,

— говорит она. Халтурина напоминает, что рекомендуемая норма потребления алкоголя Всемирной организацией здравоохранения составляет 8 литров на человека в год. В России в 2004–2006 годы этот показатель был равен 18 литрам. В 2011-м среднее потребление алкоголя в России снизилось до 15 литров в год. В 2011 году 51% россиян регулярно употребляют пиво, а 31% — водку, следует из опроса ВЦИОМ.

Успех антиалкогольной кампании не слишком очевиден, возражает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: в 2011 году потребление пива в России выросло на 8%. А ухудшение финансовых показателей глобальных компаний в России эксперт объясняет ростом популярности региональных брендов и частных предпринимателей. «Из-за роста цен на пиво потребители все чаще отдают предпочтение дешевым региональным брендам. Кроме того, растет потребление крепкого алкоголя», — говорит Дробиз.