Венесуэла поможет «Роснефти» выйти на европейский розничный рынок. Как заявил в четверг вечером президент Венесуэлы Уго Чавес, прибывший с визитом в Москву, венесуэльская госкомпания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) согласилась продать «Роснефти» свою долю (50%) в германской Ruhr Oel GmbH, которая, в свою очередь, владеет долями в четырех нефтеперерабатывающих заводах (Bayern Oil, Gelsenkirchen, MiRO Karlsruhe, PCK Schwedt).
Чавес отметил, что для PDVSA это хорошая сделка, так как она освободит венесуэльскую госкомпанию от ненужного актива и даст возможность инвестировать в другие области.
Россия же, по словам президента Венесуэлы, заинтересована в 50% Ruhr Oel, «исходя из геополитических соображений»
«Покупка этих активов станет первым приобретением «Роснефти» за рубежом, — напоминает Анастасия Соснова из независимого аналитического агентства «Инвесткафе». — Кроме того, это поспособствует укреплению компании в сегменте переработки, ведь пока принадлежащие «Роснефти» семь НПЗ (в том числе доставшиеся в наследство от ЮКОСа) перерабатывают лишь около половины добываемой компанией нефти». К тому же, напоминает эксперт, четыре немецких НПЗ, на которые приходится около четверти перерабатывающих мощностей Германии, «заточены» именно под «тяжелую» нефть, то есть фактически под российский сорт URALS: «Это их основное преимущество для «Роснефти», других таких заводов в Европе практически нет, большая часть европейских НПЗ ориентирована на «легкую» нефть».
Правда, экономическая целесообразность приобретения остается под вопросом: деятельность германских НПЗ на текущий момент характеризуется низкой маржей (не более 5%), а также наличием большого количества недозагруженных мощностей из-за спада в отрасли.
Информация о том, что «Роснефть» ведет переговоры с PDVSA о продаже половины германского актива, просочилась в прессу еще в августе. По предварительной оценке рынка, 50% Ruhr Oel стоят $1—2 млрд, причем ранее этот пакет оценивался выше: цена упала из-за перепроизводства нефтепродуктов и снижения спроса на них в Европе.
Но для того, чтобы обзавестись первым зарубежным активом, «Роснефти» сначала надо договориться с владельцем второй половины акций Ruhr Oel — британской ВР, имеющей преимущественное право выкупа этого пакета. Ранее «Интерфакс» со ссылкой на источник в «Роснефти» сообщал, что в обмен на отказ от этого права российская госкомпания предложила ВР участие в разработке арктического шельфа. Как сообщалось, речь шла о Восточно-Приновоземельских участках, расположенных на шельфе Карского моря в районе острова Новая Земля (общие запасы трех участков составляют 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трлн кубометров газа и 49 млн тонн конденсата).
Самое интересное, что, хотя заявки на геологоразведку этих площадок «Роснефть» подала еще весной, решение властей о том, что компания получит лицензии на них, было озвучено только вчера, в самый день визита Чавеса в Москву. То есть фактически госкомпания пообещала ВР участие в активах, которых у нее на тот момент не было.
Это говорит о том, что «Роснефть» не сомневалась, что получит лицензии на упомянутые участки, говорят эксперты: не исключено, что решение по ним было принято ранее. И компании было об этом известно.
Логично предположить, что на приобретении долей в НПЗ «Роснефть» не остановится: ведь при собственном производстве всегда выгоднее иметь собственную же сбытовую сеть. Возможно, та же ВР продаст российской компании свою германскую структуру Aral, владеющую рядом АЗС. Информация об этом также впервые появилась летом, и именно «Роснефть» называлась в качестве одного из потенциальных покупателей наряду с французской Total и европейской ассоциацией Avia International.
«Приобретение Aral дало бы «Роснефти» выход на конечного европейского потребителя, — комментирует Анастасия Соснова. — Это было бы логичным завершением цепочки».
Сбытовой актив ВР оценивается примерно в $2,6 млрд, однако «Роснефти» не обязательно покупать его целиком: как ранее отмечали эксперты, возможно, госкомпания купит долю, пропорциональную долям в НПЗ.