Информацию об уходе Бородина распространила в понедельник пресс-служба «Медиа 3». Также Бородин покинул и должность заместителя генерального директора холдинга по контенту.
«Подошел к концу важный этап развития холдинга «Медиа 3» и ИД «Труд». Мы с коллегами осуществили проект ребрендинга издания: перезапустили ежедневный «Труд», еженедельник «Труд-7» и сайт, реализовали ряд крупных проектов в рамках всего холдинга. Сейчас для меня пришло время новых задач и проектов», — объяснил Бородин своё решение журналистам.
Совет директоров холдинга принял решение о разделении функций генерального директора ИД «Труд» и главного редактора газеты. На должность гендиректора назначен Александр Соколов, на данный момент занимающий также и должность заместителя гендиректора ИД «Аргументы и факты». Исполнять обязанности главреда будет Владислав Вдовин, работавший до недавнего времени первым заместителем главного редактора. По мнению совета директоров холдинга, главного редактор должен будет сосредоточиться на контентной составляющей бизнеса «с максимальным упором на развитие интернет-направления». Газета, как рассказывает директор по связям с общественностью «Media 3» Александр Горюнов, в последнее время активно развивает свою интернет-версию, которая еще и в старом «Труде» была отдельным медиа.
«Труд» выходит с 1921 года, причем пик популярности издания пришелся даже не на советское время, когда обязательная подписка на эту газету была условием членства в рядах профсоюзов. По-настоящему востребованной газета стала в 1990 году, когда тираж её составил 21,5 млн экземпляров. Как самое многотиражное издание «Труд», был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
«Увы, газета не смогла понять, что нужно читателям в новые времена,
— считает секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналист и медиарынок» Владимир Касютин. — Сейчас времена новых медиа, аудитория изменилась, у читателей появился выбор».
Бородин до прихода в «Труд» в сентябре 2007 года успел поработать главным редактором «Известий». В «Труде» он сменил Валерия Симонова. «Основная заслуга Владимира Бородина и команды состояла в том, что в феврале 2008 года прошло репозиционирование издания», — рассказывает Горюнов. По словам самого Бородина, газета должна была сделать «неожиданный для рынка шаг», чтобы «Труд» стал «конкурентом как для деловых, так и для массовых изданий». Причем был изменен не только логотип и внешний вид издания. В нем появился раздел «Карьера-работа» и раздел поиска работы. Газета рассчитывала вовлечь молодых читателей, от 20 и старше. Ежедневный выпуск «Труда» стал выходить на 32 полосах формата А3 с полноцветной печатью.
При Бородине «ожил» еженедельник «Труд-7», который стал позиционироваться как газета выходного дня, издание о семье и семейных ценностях. Обновился и сайт www.trud.ru.
Газета заняла уникальную нишу, давая в ежедневном режиме экспертные мнения, советы и материалы о том, как современному работающему человеку строить свою жизнь и карьеру, полагает представитель «Медиа 3». «Труд» показал очень хорошую динамику по цитируемости, которая является ключевым показателем авторитета издания. Последние два года она была стабильна: в топ-5, максимум в топ-10 российских изданий по цитируемости «Труд», безусловно, входил», — сообщает Горюнов.
Однако исследования «National Readership Survey TNS Россия» (их публикует Гильдия издателей периодической печати) показывают падение тиражей «Труда». Если, например, за период с сентября 2007 года по февраль 2008 года, то есть, перед ребрендингом, усредненное количество читателей одного номера издания по России было 435 700 человек (что составляло 0,8% населения), то с сентября 2008 года по февраль 2009 года один номер читали лишь 343 400 человек (0,6% населения), а с сентября 2009 года по февраль 2010 года только 139 100 человек, то есть меньше 0,2%. Для примера, конкурентов «Труда» ещё с советских времён, газеты МК и «Известия» зимой 2007—2008 читали 1 370 000 и 424 900 читателей соответственно.
Ребрендинг, предполагает Касютин, даже усилил отток традиционной аудитории «Труда»: «В попытках привлечь новую аудиторию газета растеряла старую». Прежнего ядра газеты, той, в которой еще печатались известные писатели и поэты — Юрий Нагибин, Евгений Евтушенко, нет. А у молодой деловой аудитории есть другие источники информации.
«Какие бы новации ни применялись, увеличить тираж ежедневных бумажных изданий невозможно»,
— полагает Касютин. Конъюнктура рынка печатных СМИ в 2009 году оставалась крайне неблагоприятной. По итогам прошлого года объем рекламы печатных СМИ сократился на 43%, говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Но говорить о смерти бумажного «Труда» преждевременно. «Бумажные СМИ имеют свою аудиторию, которая пока не готова поменять печатные издания на интернет-сайты», — говорит главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков. «Информация на бумаге для многих носит более весомый характер», — подтверждает генеральный директор коммуникационного агентства «ИРИ-Медиа» Кирилл Щеглов.