Экспорт «Роснефти» оказался под угрозой из-за ЮКОСа. Американский и британский суды вынесли решения, которые могут парализовать зарубежные поставки «Роснефти», так как фактически делают невозможной оплату российской нефти в долларах.
Три юридических источника «Газеты.Ru», участвующие в процессах по делам ЮКОСа в Лондоне, Нью-Йорке и Страсбургском суде, рассказали, что американский и британский суд в конце февраля вынесли предписания об аресте имущества и части средств «Роснефти» по иску люксембургской компании Yukos Capital S.a.r.l.
Эта компания в прошлом была аффилирована с ЮКОСом, а теперь подконтрольна бывшим иностранным менеджерам компании. Ее экс-руководитель — бывший финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор. В настоящее время компанию возглавляет американец Дэниэл Фелдман.
Как заметили источники «Газеты.Ru» на процессе в Нью-Йорке, дело пока далеко от завершения, но наложение ареста до судебного разбирательства на активы «Роснефти» уже свершилось. «У «Роснефти» есть все основания беспокоиться», — сказал источник в группе защитников ЮКОСа на процессе «ЮКОС против РФ» в Страсбургском суде.
Адвокат Yukos Capital Сай Бенсон, представляющий интересы компании в Лондоне и Нью-Йорке, не опроверг наличие предписаний. Он отметил, что в Британии нет практики публичного оглашения решений судов в отличие от США.
«Газета.Ru» разыскала американское решение в отношении счетов «Роснефти». Оно вынесено 22 февраля окружным судом Южного округа Нью-Йорка.
Иск был подан в середине сентября 2009 года от имени Yukos Capital S.a.r.l. адвокатами американо-британского адвокатского бюро Gibson, Dumm & Crutcher, рассматривал дело все это время окружной судья Элвин Хеллерстайн.
У истцов, по сути, было два требования: чтобы американский суд признал, что «Юганскнефтегаз», приобретенный «Роснефтью», задолжал Yukos Capital, причем сумма долга определялась бы решением московского Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) от 19 сентября 2006 года, а также фактического признания решения апелляционной инстанции Амстердамского арбитража от 28 апреля 2009 года действующим на территории США. Суд в Амстердаме признал дальнейшее разбирательство дела в России нарушающим принципы справедливого правосудия, а потому с точки зрения международного права отказ в удовлетворении долговых претензий Yukos Capital ничтожным.
Рассмотрев требования, Хеллерстайн выдал 22 февраля ордер на досудебный арест имущества «Роснефти», подпадающего под юрисдикцию штата Нью-Йорк, на сумму $419 млн. Предметом ареста становится, таким образом, не только движимая и недвижимая собственность «Роснефти» (подпадающая под юрисдикцию штата), но и обязательства перед российской компанией, «включая, но не ограничиваясь обязательствами, произошедшими от любых контрактов на покупку сырой нефти».
«Если будут найдены какие-то активы «Роснефти» в США, то маршалы США наложат на них арест. Они будут искать среди тех людей и компаний, которые, как считают истцы, имеют с компанией дело», — заявил источник «Газеты.Ru» на процессе.
В то же время судья Хеллерстайн на следующий день отказал истцам в удовлетворении их ходатайства признать решение Амстердамского арбитража апреля 2009 года, в том числе «из-за конфликтных решений российских судов».
В ответ истцы в рамках того же дела 15 марта подали расширенную жалобу, где ответчиками помимо «Роснефти» выступают еще семь компаний: Artio Global Investment Funds, The Central Europe & Russia Fund Inc., J.&W. Seligman & Co.Inc., Seligman Global Fund Series Inc., Market Vectors ETF Trust, Van Eck Global Corp. Все эти компании зарегистрированы в штате Нью-Йорк и имели дело, как утверждают истцы, с компанией Gunvor International Ltd., являющейся, по их мнению, основным оператором «Роснефти» за рубежом и перевозчиком 30—40% добытой ею нефти.
В иске появились еще два требования — оба касаются преследования получателей дивидендов и иных выгодополучателей от деятельности «Роснефти», в том числе компаний, обладающих глобальными депозитарными расписками российской компании. С 2005 года, утверждают истцы, они получили в качестве дивидендов около $2 млрд. «Около $5 млн было выплачено держателям акций, зарегистрированным в Нью-Йорке», — заявили истцы, пытаясь приблизить суть жалобы к американским реалиям. Раскрытие схем выплаты дивидендов даст «основание для утверждения наличия обмана», утверждают юристы Yukos Capital, заявляя, таким образом, права и на имущество недобросовестных цессионариев.
«Будет ли принята к рассмотрению поправленная жалоба — будет решать суд», — заявил источник «Газеты.Ru» в Нью-Йорке.
Обеспечительный арест на имущество «касается фактически всех банков, не только США и Великобритании, но и банков Европы и Азии», считает эксперт юрфирмы «Вегас-Лекс» Юрий Бортников. «Так как практически все долларовые счета проходят через Нью-Йорк и, соответственно, средства на них могут быть задержаны», — пояснил он.
«Роснефть» информацию не комментирует. В аппарате вице-премьера и главы совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина о подобных решениях иностранных судов не слышали.
Источник Reuters предположил, что предписания касаются всех партнеров «Роснефти», зарегистрированных в Великобритании и США, то есть всех мейджеров, а возможно, и всех крупных трейдеров. В настоящее время, по информации Reuters, сырье «Роснефти» продают такие крупнейшие мировые трейдеры, как Shell, British Petroleum, Eni, Total, Chevron и Gunvor.
Источник Reuters отметил, что «Роснефть» в настоящее время приглашает трейдеров как покупателей, однако рекомендует «придержать платежи».
Возможность задержать любые долларовые платежи в адрес «Роснефти» может грозить не просто остановкой поставок в Америку и Великобританию, но полным параличом экспорта «Роснефти». По оценке эксперта ИК «Финам» Александра Еремина, блокирование всех экспортных платежей может привести к тому, что «Роснефть» в месяц будет терять около $3,8 млрд выручки.
Новость о возможной приостановке экспорта тут же негативно сказалась на стоимости акций «Роснефти». На РТС к 15.40 бумаги компании потеряли 1,76%, на фоне роста рынка на 1,75%. «Первая реакция рынка была панической», — сказал Reuters трейдер UBS Максим Гулевич.
«Компания будет искать новые схемы, постарается найти дополнительных посредников, которые будут добавлены в цепочку поставок, — предполагает Еремин. — Тогда оплата будет производиться этим компаниям, а уже потом «Роснефти».
Теоретически возможен и переход на оплату нефтепоставок в евро, допустил эксперт ИК «Универ» Дмитрий Александров: «Но это достаточно медленный процесс, даже при хорошем раскладе это займет месяца полтора, что означает крупные убытки». Согласятся ли с переходом на евро партнеры «Роснефти» — ведь это потребует перерасчета платежей, так как принятая котировка номинирована именно в долларах США, спрашивает эксперт.
По мнению Александрова, эти варианты не целесообразны, и «Роснефти» лучше сосредоточить усилия на юридическом фронте, оспаривая решения судов. Юристы предупреждают, что это может оказаться еще дольше. «В таких случаях необходимо опротестовать изначальное решение — в данном случае прошлогоднее решение Амстердамского суда, — пояснил Бортников. — А это весьма сложно».