Компания Lockheed Martin представила ВВС США новую версию многоцелевого истребителя пятого поколения F-22 Raptor, передает портал Defense One.
Как сообщили источники издания,
производитель предложил военным гибридную версию самолета, в котором сочетаются характеристики F-22 и F-35. У истребителя на базе «Раптора» будет бортовая электроника F-35. К тому же летательный аппарат претерпит ряд конструктивных изменений, связанных со стелс-технологиями.
«Lockheed предлагает американским военным и союзникам несколько вариантов: компания пытается понять, как можно модернизировать истребители для противостояния угрозе со стороны России и Китая в ближайшие десять лет», — отметили собеседники портала. Они также добавили, что концерн продвигает продажу аналогичных гибридных моделей в Японию.
F-22 Raptor — первый в мире истребителем пятого поколения. Второй серийный истребитель — F-35 Lightning II — решили создать ввиду высокой стоимости F-22: около $400 млн за машину. При этом F-35 стоит в четыре раза меньше. Оба самолета разрабатывает компания Lockheed Martin.
Стоит отметить, что истребители регулярно подвергаются критике за высокую стоимость и различные технические неполадки. Например, в октябре прошлого года пилоты F-35А сообщили о плохом самочувствии. Как стало известно, в полете они испытывали кислородное голодание, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на представителя Пентагона Джо Деллаведова. Он отметил, что «такие инциденты представляют собой реальную опасность для авиации».
Кстати, до этого, 9 июня, из-за жалоб пилотов на самочувствие полеты этих истребителей временно приостановили. Летчики заявляли о появлении симптомов, похожих на гипоксию. Впрочем, причины ухудшения самочувствия у пилотов специалисты так и не выявили. Полеты на F-35А возобновились 21 июня, но с тех пор на трех разных базах США зафиксировали еще пять подобных случаев.
США предпринимали шаги для повышения надежности самолетов F-35, но, как 27 января написал Bloomberg со ссылкой на доклад, подготовленный в Пентагоне, все усилия в этом ключе застопорились из-за многочисленных проблем.
Как утверждает в докладе глава отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберт Белер, доля готовых к бою самолетов не сходит с отметки в 50%, причем повысить количество готовых летальных аппаратов не удается с октября 2014 года, несмотря на общий рост количества F-35.
Согласно докладу, улучшенные версии программного обеспечения для истребителя создавались уже 31 раз, но некоторые ключевые недостатки по-прежнему не удается исправить. В общей сложности к моменту публикации доклада не устранена была примерно тысяча различных дефектов F-35, которые могут отразиться на эффективности его боевого применения.
Среди таких недостатков обозначается в том числе то, что самолеты модификаций F-35B для Корпуса морской пехоты и F-35C для авианосцев нельзя заправлять в воздухе. Технические дефекты оказывают влияние на запуск ракет AIM-120 «воздух — воздух» и сброс боеприпасов «воздух — земля». К тому же некорректно работает дисплей в шлеме пилота, на котором отображаются данные о полете и целях. Отмечается, что несовершенная система диагностики обнаруживает «отказы» тех систем, которые по факту нормально функционируют.
Также Bloomberg отметило, что в Пентагоне заявляли о необходимости снижения стоимости программы и ускорения производства F-35, несмотря даже на то, что не исправлены неполадки, выявленные на этапе тестирования.
В июне этого года главное контрольно-бюджетное управление (GAO) США сообщило о 966 «явных недоработках» в существующем проекте F-35. Более 110 из них относились к первой категории, то есть «могли повредить надежности, безопасности или другим критическим требованиям» в ходе эксплуатации воздушного судна.
Несмотря на все эти факторы, 30 августа
комиссия Пентагона, которая оценивала развитие проекта по созданию истребителя пятого поколения F-35, переквалифицировала ряд недоработок из критичных во второстепенные, при это видимых оснований для этого не было,
сообщает неправительственная организация Project On Government Oversight (POGO) со ссылкой на документы военных.
Согласно докладу активистов, на заседании комиссии из первой во вторую категорию переместили сразу 19 дефектов, к которым также относятся недоработки в системе аварийного оповещения для катапультирования пилота. В то же время комиссия не предложила плана по устранению как минимум десяти дефектов, которые пересматривались с точки зрения снижения важности.
Как предположил автор доклада Дэн Грэзьер, кураторы проекта собираются таким образом «избавиться» от критических недочетов в преддверии решения о серийном производстве F-35, принятие которого запланировано на октябрь 2019 года.