Пенсионный советник

Британцы выпили российские соки

Крупнейший российский производитель соков – компания «Нидан» – продается британскому фонду Lion Capital

Мария Иванова 07.08.2007, 10:51

Крупнейший российский производитель соков – компания «Нидан» — продается британскому фонду Lion Capital LLP. Сумма сделки не разглашается, но аналитики уверены, что британцы за сокового производителя переплатят. Зато уже в ближайшие годы Lion сможет продать компанию по еще более высокой цене профильному инвестору.

Британский фонд Lion Capital LLP объявил о покупке компании «Нидан», третьего по величине производителя соков в России. В пресс-релизе сообщается, что Lion приобретает сокового производителя в рамках частной сделки купли-продажи. Сделка намечена на сентябрь. До этого компании планируют получить одобрение Федеральной антимонопольной службы. Подробности сделки пока не разглашаются.
В пресс-релизе также сообщается, что финансовым советником британского фонда выступает Goldman Sachs, которая и профинансирует сделку. Финансовым советником «Нидана» выбрана ИК «Тройка Диалог».

Группа «Нидан» занимает на соковом рынке третье место по объему производства, после «Вимм-Билль-Данна» и «Лебедянского». По данным компании «Бизнес Аналитика», за первое полугодие 2007 года по доле розничных продаж в стоимостном выражении «Нидан» занимает четвертое место с 15,6% рынка, пропустив вперед «Лебедянский», «Мултон» и «Вимм-Билль-Данн». В группу «Нидан» входят заводы по производству соков в Подмосковье, Новосибирске и филиалы в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Воронеже. Основные марки — «Моя семья», «Чемпион», Caprice, напитки на основе 100% сока «Да!», холодный чай Caprice Tea, сок «Сокос». Доход компании в 2006 году превысил $260 млн.

Наталья Мильчакова, аналитик финансовой корпорации «Открытие» полагает, что британский Lion заплатит за российского производителя соков от $600 до $700 млн. Более точные оценки суммы будущей сделки называет Татьяна Бобровская, финансовый аналитик «Брокеркредитсервис». По ее мнению, затраты британцев вряд ли превысят $630 млн.

«Это чуть выше, чем компания планировала привлечь по IPO», — добавляет Бобровская.

Однако оба аналитика уверены, что Lion в борьбе за актив на бурно развивающемся рынке пришлось переплатить. «Если оценивать стоимость компании по соотношению капитализации и прибыли, то премия Lion составит от 5% до 18%», — рассказывает Мильчакова.

Британцы переплатили не зря, — уверены аналитики. «Соковый сегмент сейчас растет очень быстрыми темпами», — рассказывает Бобровская. По ее данным, в текущем году рост в этом секторе может достигнуть 15%. «В долгосрочном прогнозе рынок будет стабильно расти», — добавляет Мильчакова. Она считает, что до 2014 года соковый рынок будет прибавлять в среднем по 6% в год. При этом рост в других пищевых сегментах не превысит 2%.

«Выгодное предложение «Нидану» Lion сделал и еще и потому, что на компанию претендовали и другие инвестиционные компании и игроки рынка напитков», — говорит Татьяна Бобровская. По ее мнению, среди претендентов, скорее всего, была и компания PepsiCo, которая заинтересована в покупке «Нидана» сразу по нескольким причинам. Во-первых, компания разливает сок под брендом «Тропикана» на мощностях «Нидан». Во-вторых, месяц назад основной конкурент PepsiCo, Coca-Cola приобрела со значительной переплатой недавно построенный завод «Аква Вижен».

Аналитики после этой сделки в $191,2 млн отметили, что Coca-Cola, переплатив, увела выгодный актив из под носа у PepsiCo.

Эксперты уверены, что Lion победил конкурентов в борьбе за «Нидан», сделав предложение, которое устроило владельцев компании. «Я предполагаю, что «Нидан» продает не 100% акций. Определенный пакет Lion оставляет в руках топ-менеджмента», — говорит Бобровская.

Аналитики предполагают, что в скором времени у PepsiCo будет возможность купить «Нидан», правда, за гораздо большие деньги, чем это сделал Lion. «Британский фонд долго держать у себя сокового производителя не будет», — говорит Татьяна Бобровская. Наталья Мильчакова предполагает, что в перспективе Lion продаст российского производителя профильному инвестору или крупному европейскому производителю. Аналитик уверена, что среди будущих покупателей может оказаться и PepsiCo, у которой, ввиду отсутствия других выгодных активов на рынке, выбора не будет. «Не думаю, что PepsiCo станет переплачивать за упущенную компанию», — парирует Бобровская. С ее точки зрения, если бы PepsiCo была уверена в выгодности сделки, она бы перебила предложение Lion.

Покупка британским фондом в любом случае открывает «Нидану» хорошие перспективы по продаже западному инвестору, которые сейчас очень заинтересованы в покупках на развивающихся рынках, заключает Бобровская.