Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Тюрьма не поспевает за страной

В российских тюрьмах не хватает места

Российских сидельцев скоро некуда будет девать, предупреждает ФСИН. Служба не поспевает за судами, предпочитающих держать подследственных и осужденных за решеткой. Правозащитники говорят: пока в России будут сажать за кражу пачки пельменей, от тесноты сидельцев спасут только электронные браслеты и новые тюрьмы.

В четверг руководство Федеральной службы исполнения наказаний вновь подняло тему переполненности российских тюрем. В них, по словам первого заместителя директора ФСИН Эдуарда Петрухина, скоро станет совсем тесно.

«Колонии общего режима и строгого режима, по нашему анализу, где-то к ноябрю будут переполнены», — заявил он в эфире радиостанции «Маяк».

Еще более удручающая перспектива, по словам чиновника, у следственных изоляторов, куда суды отправляют все больше подследственных. «На 1 июля данные: на 115 тысяч увеличился, как мы называем, спецконтингент. Это подследственные, которые находятся в СИЗО, и, соответственно, осужденные», — констатировал Первухин.

По словам Первухина, ФСИН строит новые изоляторы, но, тем не менее, не поспевает за судебной системой.

О тесноте российских тюрем и сотрудники ФСИН, и правозащитники говорят довольно часто. В России 3,9 кв.м площади на одного заключенного еще считается хорошим показателем (нередко упоминается показатель – меньше 1 м). В идеале же должно быть 4 кв.м — такую поблажку для России сделал Совет Европы, поясняют правозащитники. В европейской же пенитенциарной системе норма – 7 кв.м.

Как пояснил «Газете.Ru» председатель общественного совета при Минюсте правозащитник Валерий Борщев, Россия — едва ли не единственная страна, где есть колонии барачного типа. «Осужденные живут здесь по 40, 50, 60, а то и 80 человек в одной комнате. Это программирует насилие, сотрудникам ФСИН тяжело контролировать такое количество людей», — заметил он.

Как отмечает Борщев, говоря о необходимости строительства новых корпусов в колониях и дополнительных СИЗО, и ФСИН, и правозащитники сходятся во мнении. Вместе с тем, отмечает он, можно разгрузить тюрьмы и СИЗО иными способами. Сейчас, по данным ФСИН, в российских колониях находятся более 840 тыс. человек. Только 25% всех осужденных сидят за тяжкие преступления. Похожая ситуация складывается и в российских СИЗО. Четверти подследственных суд выносит потом оправдательный приговор или дает условный срок, рассказал Борщев «Газете.Ru». Тем не менее, суды продолжают принимать решения о заключении подследственных под стражу, тем самым пополняя контингент изоляторов. Именно с этим Борщев связывает столь резко возросшее число сидельцев.

Как отмечает правозащитник, «карательную политику судебная система считает наиболее продуктивной, а альтернативные меры наказания почти не практикует». В итоге «в тюрьме оказывается подросток, укравший пачку пельменей».

Пока российские суды активно работают, ФСИН борется с теснотой в камерах и бараках своими методами. Несколько месяцев назад служба исполнения наказаний сообщила, что готова начать эксперимент по внедрению электронных браслетов, которые планируется надевать на ноги осужденных за нетяжкие преступления в качестве альтернативы тюремному заключению. Прибор позволит преступнику оставаться на свободе, однако будет отслеживать его перемещения с помощью встроенных внутрь браслета теплового и радиопередатчиков.

По последним данным, на эксперимент будет потрачено около €3 млн, выделенных представительством Еврокомиссии в России. €500 тыс. пойдет на покупку самих браслетов, часть – на приобретение более дорогих спутниковых аналогов – GPS-передатчиков, позволяющих определять местоположение субъекта с точностью до трех метров. На остальные деньги планируется увеличить штат сотрудников ФСИН, непосредственно работающих с условно-освобожденными. Электронные браслеты — действительно выгодная альтернатива для Минюста: государство затрачивает на содержание каждого заключенного примерно $1 тыс. в год, один браслет стоит около $2 тыс., однако его можно использовать много раз.

Как предполагает Борщев, в России с помощью этих средств контроля может резко сократиться число заключенных, по количеству которых Россия сейчас занимает второе место в мире. Несколько лет назад страна была на третьем – тогда количество заключенных в российских колониях составляло 700 тысяч.

Новости и материалы
Нагиев и Малахов прислали венки на прощание с Анастасией Заворотнюк
Минобороны России сообщило о сбитых за сутки воздушных целях ВСУ
В НАТО назвали кибератаку основанием для задействования пятой статьи договора
Зеленский прибыл в Сингапур
На Украине ликвидированы специалисты, составлявшие маршруты беспилотникам
Игорь Угольников рассказал о пророческой для Заворотнюк песне
Российские силы поразили бойцов «Азова»
Россия и ООН отметили важность обеспечения экспорта зерна
Олимпийская чемпионка заявила, что «Спартаку» нужна особая поддержка
Навка рассказала, какой поклонники запомнят Заворотнюк
Диетолог назвала допустимую порцию мороженого
Российские силы поразили арсеналы западного оружия ВСУ
Apple начнет продавать Vision Pro по всему миру в середине лета
Ким Кардашьян опубликовала редкое фото бабушки
ВС РФ нанесли групповой удар по энергообъектам Украины
В Карачаево-Черкесии ввели режим ЧС после урагана
Россиянам рассказали о целебных свойствах овечьего молока
Эксперт РАН Остроухова: овечье молоко снижает риск ожирения, диабета и рака
В «Спартаке» рассказали, как свергнуть «Зенит»
Все новости