В среду с космодрома Байконур к Венере отправилась европейская исследовательская станция Venus Express. Стартовав в 6.33 мск, ракета-носитель «Союз-ФГ» вывела разгонный блок «Фрегат» с аппаратом на околоземную орбиту. Совершив один виток вокруг Земли, «Фрегат» включился повторно и вывел Venus Express уже на межпланетную траекторию по направлению к Венере. Вскоре после отделения от разгонного блока станция включила двигательную систему и развернула солнечные батареи. Здесь ее взял на управление ЦУП в Дармшадте (Германия).
Venus Express стала первой европейской миссией к Венере.
Проект экспедиции возник в марте 2001 года. Тогда ЕКА объявило конкурс идей, надеясь повторно использовать проект конструкции космического аппарата Mars Express (2 июля 2003 года эта станция успешно стартовала к Марсу на ракете «Союз» с «Фрегатом» и продолжает исследовать планету до сих пор). Так как по техническим условиям запуск должен был состояться не позднее 2005 года, а аппарат разрабатывался теми же группами специалистов, что и Mars Express, из всех предложений ЕКА выбрало полет к Венере. Существовавшие наработки позволили построить аппарат быстро и сравнительно дешево – за 220 млн евро.
Аппарат изготовлен французской компанией Astrium, а многие приборы, разработанные еще для аппаратов Mars Express и Rosetta, перешли и на этот проект. Цели миссий схожи, поэтому особой необходимости изобретать что-то новое у разработчиков не было. Так, в состав научной аппаратуры Venus Express вошли планетарный Фурье-спектрометр (PFS) для проведения измерений температуры атмосферы (в том числе в поисках вулканической активности) и комплект из трех оптических спектрометров SPICAV для изучения атмосферы Венеры в ее современном состоянии и прогнозирования ее дальнейшей эволюции. Кстати, как отметили в пресс-службе Роскосмоса, в разработке этих приборов приняли участие специалисты Института космических исследований РАН (Россия).
Аппарат оснастили спектрометром тепловой съемки в видимом и инфракрасном излучении VIRTIS (он предназначен для картографирования атмосферы Венеры от поверхности до высоты до 150 км), а также оборудованием радио-научного эксперимента VeRa для исследований гравитационного поля Венеры и межпланетной среды. Два датчика энергетически нейтральных атомов и по одному электронному и ионному спектрометру будут работать по эксперименту ASPERA-4 (изучение взаимодействия атмосферы и солнечного ветра). На станции также установлены магнитометр MAG, аппаратуру наблюдения Венеры и другая полезная нагрузка.
С помощью этих приборов ученые собираются выяснить, почему на Венере, такой похожей по массе и диаметру на Землю, совсем другие климатические условия.
Станция Venus Express должна детально изучить венерианскую атмосферу, исследовать плазменную среду планеты и ее взаимодействие с солнечными ветрами. Кроме того, ученые надеются получить новые данные о поверхности Венеры и ее геологии. Изучение планеты начнется в апреле 2006 года. Тогда аппарат, преодолев за 162 дней полета около 41 млн км, выйдет на полярную эллиптическую орбиту Венеры (250 – 66 тыс. км). Здесь он проработает два венерианских дня (486 земных дней), хотя как надеются специалисты, ресурсы аппарата позволят продлить миссию еще на 500 дней (земных).
Первоначально запуск планировался на 26 октября, но перед вывозом ракеты-носителя из монтажно-испытательного корпуса на стартовый комплекс возникли проблемы. Во время контрольных проверок европейские специалисты обнаружили внутри головного обтекателя кусочки теплоизоляции разгонного блока «Фрегат». Они могли повредить научную аппаратуру станции, поставив под угрозу всю экспедицию. Комиссия решила перенести старт, чтобы устранить нарушения – почистить головную часть ракеты-носителя. Расчетам Роскосмоса пришлось снять головной обтекатель, устранить нарушения и повторно полностью провести весь цикл предстартовой подготовки.
Этот инцидент заставил понервничать не только европейцев, которые должны отправить аппарат к Венере до 26 ноября (в этот день закрывается астрономическое окно), но и Роскосмос.
Дело в том, что, по данным «Газеты.Ru», ЕКА заранее оговорило выплату неустойки по каждому дню пускового простоя (на данный момент, накопилось уже 9 таких дней). Точную сумму представители европейского агентства и компании Starsem (учредителями со стороны России являются Роскосмос и самарское ЦСКБ «Прогресс») еще должны обсудить. Но, учитывая, что услуги по пуску «Союза» оцениваются в 35 млн евро, можно предположить, что неустойка будет немалая.