Независимая аудиторская проверка финансовой отчетности СМАРТСа за 2002-2004 годы закончится в ближайшее время, сообщили в четверг в пресс-службе сотовой компании. Заключение по итогам такой проверки аудиторы Deloitte&Touche могут представить в июле-августе, рассказал «Газете.Ru» гендиректор СМАРТСа Геннадий Кирюшин.
Когда результаты проверки будут представлены, Кирюшин обещал назвать основных претендентов на блокпакет (25,1% акций) СМАРТСа, который будет продан в третьем квартале этого года. Акционеры планируют выручить от этой сделки около $100 млн. «На блокпакет СМАРТСа претендуют четыре компании, но сейчас мы не можем назвать эти компании из-за конфиденциальности информации», — говорит гендиректор СМАРТСа.
Высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в руководстве шведской компании Tele2, которая работает в Петербурге и еще 10 регионах России, подтвердил, что она входит в четверку претендентов. Не стали этого отрицать и в самом СМАРТСе
СМАРТС предоставляет услуги сотовой связи в 16 других регионах, в основном в Поволжье. Такая сделка действительно выгодна обеим компаниям: поволжская компания и Tele2 уже несколько лет предоставляют льготные тарифы для своих абонентов при роуминге.
В случае продажи блокпакета СМАРТСа шведам (фактически объединения) их совместная клиентская база составила бы более 3,6 млн человек (по данным на конец марта, СМАРТС обслуживал 2,1 млн абонентов, а Tele2 1,5 млн). Тогда бы они заняли 4-е место среди крупнейших сотовых операторов России, потеснив компании, входящие в «Уралсвязьинформ».
Но помимо шведской компании СМАРТС хотел бы привлечь и других инвесторов. «По мнению руководства СМАРТС, компания достигла такого уровня развития, когда проведение независимого аудита одной их крупнейших фирм в этой области является необходимым условием для работы с инвесторами и поставщиками оборудования», — говорится в пресс-релизе компании.
Геннадий Кирюшин не исключил, что его компанией могут заинтересоваться (или уже заинтересовались) помимо Tele2 операторы «большой тройки». Правда, в 2002 году МТС, которая тогда не работала в Поволжье, уже пыталась купить СМАРТС, но акционеры запросили слишком высокую цену.
«Подчас мы готовы платить премию за приобретаемый актив, но многое определяется «химией», которая складывается на переговорах с продающей стороной, и оценкой качества менеджмента этой компании», — так президент ОАО МТС Василий Сидоров тогда объяснил в интервью «Ведомостям», почему сделка сорвалась.
И теперь в МТС не намерены прощать СМАРТСу ошибки трехлетней давности, хотя у крпунейшей российской компании до сих пор не хватает единственной лицензии на Пензу, где давно работает поволжский оператор. «У нас нет необходимости покупать блокпакет компании СМАРТС, — рассказал «Газете.Ru» Павел Нефедов, руководитель департамента внешних связей МТС. — Наша позиция в отношении этой компании не менялась в течение последних нескольких лет».
Полное безразличие к СМАРТСу демонстрируют и «Вымпелкоме» с «Мегафоном».
«Время, когда СМАРТС как телекоммуникаций актив был интересен, осталось далеко в прошлом», — ностальгирует Андрей Климов, руководитель общественных связей «Мегафона».
Очевидно, господин Кирюшин блефует, называя троих претендентов, которые могут составить достойную конкуренцию Tele2, или надеется на западные компании. «Есть много западных компаний, которые хотят выйти на российский рынок», — признает Елена Саяпина, аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting. Но она считает, что продажа западным партнерам — вынужденная мера для СМАРТСа: «С прошлого года СМАРТС начал терять долю рынка, она не выдерживают конкуренции с «большой тройкой». К тому же те рынки, где работает СМАРТС, близки к насыщению, поэтому продажа стороннему инвестору неизбежна».
Елена Баженова из инвестиционной компании «Атон», полагает, что покупка СМАРТСа все-таки может привлечь российские компании хотя бы ценой. «$190 за одного абонента — реальная цена, в других регионах компаний с абонентами ниже $300 не найдешь, — подчеркивает аналитик. — Со стратегической точки зрения, такая покупка не нужна операторам большой «тройки», но они могут быть заинтересованы в увеличении своей доли на рынке Поволжья».