«Мы дали знать «Газпрому», что можем принять участие в разработке газопровода в Балтийском море в качестве получателя газа, а также в вопросах логистики», — передает слова главы компании Клауса-Эвальда Хольста газета Handelsblatt.
Хольст не исключил возможности участия VNG в капитале газопровода.
Пресс-секретарь немецкого офиса компании Ахим Вештеббе затруднился ответить на вопрос «Газеты.Ru» о том, ведутся ли переговоры между VNG и «Газпромом», однако подтвердил заинтересованность своей компании в участии в проекте.
«Мы были бы готовы принять участие в финансировании строительства трубопровода, но это в будущем. Мы еще не продвинулись так далеко. Будем идти вперед шаг за шагом», — заявил он.
Не ответил он также и на вопрос, насколько, с его точки зрения, проект строительства трубопровода коммерчески жизнеспособен.
Интерес европейцев к СЕГ объяснить просто: к 2010 году в Европе будет наблюдаться дефицит газа в размере примерно 100 млрд куб. м, что связано со снижением добычи в Северном море.
Сотрудничество с «Газпромом» может снять проблему газообеспечения.
Для «Газпрома» же европейский рынок остается весьма привлекательным, и российский концерн планирует наращивать поставки в этот регион. Однако все упирается в ограниченные пропускные способности газотранспортной системы. Новый маршрут (Надым-Пуртазовский район--Выборг--дно Балтийского моря--Германия) позволит подключить к газпромовской сети новые страны — Великобританию, Швецию, Данию, Нидерланды.
Со строительством СЕГ, который, по первоначальным планам, должен был выйти на проектную мощность в 2009 году, произошла задержка: пока нет даже полного технико-экономического обоснования — хотя об одобрении СЕГ заявило множество высокопоставленных чиновников включая президента Путина.
«Быстрых движений в отношении СЕГ и не может быть. В плановом управлении «Газпрома» до сих пор нет полного согласия, что будет из себя представлять этот проект».
«Есть много сторонников того, что газ надо сжижать и перевозить танкерами через Финский залив».
«Так что не удивлюсь, если в последний момент в проект будут внесены коррективы», — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев.
Бывший топ-менеджер «Газпрома», а ныне заместитель генерального директора компании «Совкомфлот» Александр Красненков на конференции «Газ России-2004» вообще утверждал, что в строительстве СЕГ нет необходимости. Будет гораздо дешевле построить завод по сжижению газа в Ленинградской области и перевозить специальными судами в Европу и США — это обойдется всего в $4 млрд.
Презентация проекта строительства СЕГ состоялась в 2002 году. Алексей Миллер тогда назвал примерную стоимость прокладки трубы с ответвлением до Великобритании — это $5,7 млрд.
Аналитики считают, что реальные затраты будут больше. «Проект очень дорогой. Только по дну Балтийского моря надо тянуть трубу на 1200 км», — утверждает аналитик из «Совлинк Секьюритиз» Лев Сныков.
В 2002 году сообщалось, что для строительства СЕГ будут выделены средства ЕБРР и Европейского инвестиционного банка, однако реальных денег без ТЭО выделено пока не было. Чтобы найти средства на финансирование, «Газпром» пытался привлечь иностранных инвесторов. Среди компаний, проявивших интерес к проекту, — Ruhrgas, Wintershall, GasUni, Shell, Total.
Однако и тут произошла заминка – никаких конкретных договоренностей с иностранцами достичь не удалось.
Аналитик ИК «Уралсиб» Марина Лукашова поясняет это так: «Вопрос упирается в то, что потребители не могут дать гарантии выкупа поставок российского газа по долгосрочным контрактам. Европа делает упор на рыночные закупки. В 2008 году вступит в силу последняя директива ЕС по либерализации рынка газа. А «Газпром» без гарантий не может строить трубу».
Начальник аналитического управления «Велес-Капитал» Михаил Зак утверждает, что заминка с ТЭО могла произойти из-за того, что «Газпром» так и не нашел себе партнеров в Европе, желающих поучаствовать в дорогостоящем и рискованном проекте.
«Газпром» проводил предварительные маркетинговые исследования СЕГ, в которых участвовали и иностранные партнеры. Видимо, их результаты оказались не слишком блестящими, что могло оттолкнуть потенциальных инвесторов. В «Газпроме» об этом предпочитают не говорить.
Во всяком случае, реализация СЕГ явно затянулась, и, по мнению аналитиков, реанимировать его может лишь участие в нем таких крупных компаний, как E.ON-Ruhrgas, Verbundnetz Gas или BP. В первой отказались дать какие-либо комментарии, а пресс-секретарь московского представительства ВР Владимир Буянов сказал: «Переговоры с «Газпромом» продолжаются. Участие ВР в СЕГ было одним из основных вопросов, обсуждавшихся Миллером и Брауном на встрече в Лондоне осенью 2004 года. До конца переговорного процесса еще далеко».
Денис Игнатьев, единственный в «Газпроме» человек, о котором говорят, будто он мог бы прокомментировать ситуацию с СЕГ, был недоступен ни по рабочему, ни по мобильному телефону.