Взрыв на перекрестке московских улиц Дмитрия Ульянова и Вавилова прогремел в понедельник примерно в 20.15. Как сообщили «Газете.Ru» в ГУВД Москвы, по словам очевидцев, лимузин Volvo S80 черного цвета, в котором находились президент рекламной группы NFQ Борис Гольдман, его водитель и личный телохранитель, ехал по улице Дмитрия Ульянова в сторону центра и остановился на запрещающий сигнал светофора. Рядом с Volvo ехал джип Mercedes с охраной.
По данным правоохранительных органов, неожиданно рядом с лимузином остановился мотоциклист. Он положил на крышу автомобиля рюкзак. Действие мотоциклиста заметил один из охранников, сидевших в джипе. Когда он попытался выйти из машины, преступник замкнул взрывной механизм. По словам очевидцев, бомба сработала через несколько секунд.
Взрывом пробило бронированную крышу лимузина, в ней образовалась дыра диаметром около 90 см. Весь салон Volvo выгорел дотла. Сидевшие в салоне Гольдман, его водитель и охранник погибли на месте. Кроме того, взрывом был убит сам киллер, заложивший взрывное устройство.
Агентство NFQ – автор и разработчик таких известных рекламных кампаний, как пиво «Красный Восток», сок «Чемпион» с Александром Карелиным, строительные смеси «Консолит». NFQ занимается рекламой бренда Mercedes-Benz, гипермаркета «Рамстор», радио «Максимум». В 2001 гoду компания стала золотым призером конкурса «Бренд года / Effie 2001» как наиболее успешный проект в области создания и продвижения брeнда в категории «Пиво» («Солодов»).
В июле 2003 года NFQ стала лауреатом III ежегодной премии «Медиаменеджер России-2003» в номинации «Pекламная индустрия». Компания получила главный приз за продвижение марки «Вкуснотеево» («Mолочные товары») и второй приз за рекламную кампанию для фирмы «Серебряная роса» («Парфюмерия и косметика»).
Он успел отъехать всего на несколько метров, так как не смог проехать между стоявшими автомобилями. Мотоциклисту оторвало руку, и вскоре он умер от сильной потери крови.
Различные ранения получили также трое пассажиров «Жигулей» четвертой модели, стоявших на соседней полосе. Кроме того, куски от крыши взорванного лимузина выбили лобовое стекло у джипа с охраной Гольдмана. В ближайшем к перекрестку жилом доме выбило витрины находящегося на первом этаже магазина, а также во всех квартирах до четвертого этажа включительно (как стало известно «Газете.Ru», за ночь ремонтные рабочие заново остеклили пострадавшие квартиры).
Сразу после взрыва автомобиля движение по Университетскому проспекту в сторону Ленинского было перекрыто. На место прибыли сотрудники УГПС, милиции, спасатели и бригады «скорой помощи». На месте происшествия работали также первый зампрокурора столицы Сергей Борисов и прокурор Юго-Западного округа Москвы.
По факту взрыва Московская городская прокуратура возбудила уголовное дело по статье 105 УК России («Умышленное убийство»).
Ранее в прокуратуре уже велось расследование по факту предыдущего покушения на Бориса Гольдмана. 20 октября 2003 года на улице Дмитрия Ульянова у дома 12, строение 2 неизвестные преступники заложили в его джип Toyota взрывное устройство мощностью около 150 г тротила, однако предприниматель тогда не пострадал. Устройство было заложено под водительское сиденье. Как только джип тронулся, раздался взрыв. В результате водитель Александр Волков получил ранения, а Гольдман и его телохранитель не пострадали. После покушения Гольдман взял в аренду бронированный автомобиль Volvo S80.
Судя по всему, преступники знали, что автомобиль бизнесмена бронирован, поэтому использовали взрывное устройство большой мощности (по предварительным данным, около 1 кг в тротиловом эквиваленте).
Кроме того, видимо, киллеры знали и о том, что днище и двери лимузина прошиты толстой броней, а крыша – более тонкой, поэтому и закладывали бомбу на крышу.
После первого покушения Гольдман говорил, что с ним могли разобраться из-за затянувшегося конфликта между учредителями NFQ.
Рекламным бизнесом Борис Гольдман занимался 12 лет (до этого, окончив МГЗПИ, он преподавал русский язык и литературу). Свою деятельность он начал в компании «Российская автомобильная биржа». После ее развала в 1992 году вместе с Максимом Блохом и Сергеем Фомкиным Гольдман учредил компанию NFQ, которая стала оказывать весь комплекс рекламных услуг: планирование и размещение рекламы на телевидении, радио, в прессе, на транспорте.
В 1995–1996 годах агентство совместно с Фондом эффективной политики Глеба Павловского участвовало в предвыборных кампаниях в Государственную думу и президентских выборах Бориса Ельцина. Примечательно, что за все время существования компания не вошла в состав сетевых агентств, работая на рекламном рынке самостоятельно.
У Бориса Гольдмана была устойчивая репутация в сфере рекламного бизнеса вплоть до 1999 года. Тогда, после скандала с компанией «Аэрофлот» (февраль 1999 года), рекламную кампанию которой также проводила NFQ, счета агентства стали тщательно проверяться. Из-за большой шумихи из компании ушли два учредителя, а Борис Гольдман остался. С тех пор отношения с соучредителями компании у Гольдмана сильно обострились. Дело в том, что бывшие партнеры увели за собой ряд крупных фирм. В частности, были расторгнуты контракты NFQ с производителями пива «Красный Восток» и сетью магазинов «Рамстор».
По данным информированных источников «Газеты.Ru», долгое время бывшие коллеги пытались поделить между собой и других крупных клиентов, что неизбежно приводило к конфликтам.
Не исключено также, что кто-то из бывших совладельцев не поделил с Гольдманом доход от старых рекламных проектов.
Возможных участников конфликта, которые пытались расправиться с Гольдманом осенью прошлого года, найти не удалось. Как, впрочем, и на этот раз. Изначально появились сообщения, что сразу после убийства оперативники вычислили четверых сообщников киллера благодаря найденной у него рации. Однако во вторник утром представители ГУВД официально опровергли «Газете.Ru» информацию о задержании кого-либо по подозрению в причастности к убийству Гольдмана.