Когда рисуют архитекторы, окружающим бывает скучно. Челюсть можно вывихнуть от зевоты, когда кто-нибудь выставляет то, что нарисовали архитекторы. Специфика работы такая – строгая геометрия, ровные серые тушевые отмывки. Все утилитарно: человечки нужны для масштаба; природа – это не пейзаж, а окружающий постройку ландшафт... То же самое происходит на новой выставке в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – отмывки, ландшафты, геометрия. Но не скучно.
Рисунки Джакомо Кваренги (1744-1817) приехали из двух итальянских музеев. Выставка, конечно, приурочена к 300-летию Петербурга, где этот итальянец с российской пропиской построил более 40 зданий. Москве от него досталось только три – Странноприимный дом Шереметева (ныне институт имени Склифосовского), Гостиный двор и Екатерининский дворец в Лефортове. Италии и того меньше – одна-единственная церковь в Субиано.
Обосновавшийся в Петербурге зодчий на родину съездил только один раз, в остальное время посылал близким рисуночки с видами северных краев и своих построек. Постройки эти (среди которых Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, Смольный институт) примелькались и прочно вросли в облик двух российских столиц. После посещения выставки хочется взглянуть на них еще раз. Большое, как известно, видится издалека. В данном случае перевернутым биноклем стала выставка: рисунки архитектора заставляют вглядеться в построенные им дома.
Пациенты Склифа вряд ли способны оценить достоинства здания, в котором их реанимируют, сшивают и трепанируют. Курсанты академии бронетанковых войск, располагавшейся до недавнего времени в Екатерининском дворце, в определенном смысле были в похожем положении. Но вот приехала выставка из Италии и показала нам архитектуру, которая всегда была рядом.
В Россию итальянец прибыл в возрасте 36 лет. Следующие 37, оставшиеся до смерти, он строил и строил не переставая.
«Кваренги ни на секунду не останавливается, он все время носится, как конь», — писала Екатерина II.
В этом слегка неделикатном сравнении русской императрицы есть своя правда: Кваренги, как племенной жеребец, привил российской архитектуре палладианство лучших европейских кровей, а его творческая плодовитость достойна зависти. Что ни год, то проект дворца или пяток храмов в разных частях Петербурга.
Название нынешней выставки – «Гармония вкуса» – довольно близко подходит к определению кваренгиевского таланта. Во всех архитектурных чертежах, рисунках элементов декоративной отделки, пейзажах, каприччо и ведутах есть то, что спасает зрителя от упомянутого вывиха челюсти (который тоже, кстати, может привести к более близкому знакомству с архитектурой Кваренги – в Склиф – неисповедимы пути просвещения). Эти спасительные свойства – ясность и гармония, уверенное мастерство и почти аскетичное, особенно в сравнении с земляком Растрелли, отношение к декору. Архитектурный темперамент Кваренги чистый и уравновешенный, под стать лучшим образцам Возрождения и античности. А кажется, что таких людей после Рафаэля, Микеланджело и Палладио больше не делали.
Впрочем, речь ведь не только об архитектуре – отец Кваренги был живописцем, Джакомо и сам начинал с обучения живописи, хотя потом основное занятие наложило свой отпечаток на предмет рисования. Однако ожидаемая сухость, своего рода стерильность архитектурных изводов смягчается сдержанным использованием цвета и включением человеческих фигур, которые добавляют жанровый привкус интерьерам и пейзажам. Получаются занимательные и при этом очень профессиональные рисунки.
Как бы ни было хорошо то, что построено «по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия», но у рисуночной части его творчества есть преимущество – они не каменные, их можно поместить в один музейный зал до 130 штук, посмотреть все и уйти с ощущением выверенной легкости и умеренного изящества. Слова-то такие с трудом вспоминаются.
Выставка продлится до 10 августа по адресу ул. Волхонка, 12, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.