Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Матрица: ангелы и насекомые

Фото: kino.themes.ru
Цикл мультфильмов «Аниматрица» просачивается из интернета, с пиратских лотков и DVD – братья Вачовски продолжают превращать мир в цифровую галлюцинацию.

Список благодарностей вполне мог бы стать отдельным жанром. Когда успешный художник признается в любви и признательности предшественникам, это трогательно, будь то Тарантино, признавшийся своим «Криминальным чтивом» в любви к вскормившей его макулатуре, или Феллини, отдавший должное собственному детству в «Амаркорде». Список благодарностей братьев Вачовски «Аниматрица» трогателен вдвойне.

И дело не только в удвоении братской фигуры.

Сочетание артистизма, наивности и любви к кино, элегантность самой затеи – выпустить цикл анимационных мифов и легенд «Матрицы», пригласив художников стиля аниме, ковавшего победу «неспящих», когда про Нео еще никто не слышал, – все это делает сборник мультфильмов «Аниматрица» по сценарию братьев Вачовски невероятно изысканным проектом.

Одну из частей сериала «Последний полет «Озириса»» желающие уже посмотрели в качестве аперитива перед хоррором «Пункт назначения». Сделанный в стиле «Последней фантазии», 11-минутный «Полет», в сущности, принес больше радости, чем «Матрица: перезагрузка», которую он должен был рекламировать. Поэзия боевой хореографии, тонкая эротика цифровой анимации, а главное – настроение, еще не забытое с первой части сериала, сделали этот небольшой фильм пронзительным безупречным эскизом, наброском на полях, которые помнят лучше самого текста.

Остальные части проекта становятся все доступнее, «Аниматрица» просачивается в нашу реальность со всех медийных носителей – с официального сайта, с пиратских лотков, с обещанных в июне DVD.

Всего в цикле восемь историй. Среди них есть предыстория «Матрицы» в двух частях. «Второе возрождение» рассказывает о том, как цивилизация людей погрязла в свинстве и эксплуатации роботов. Роботы восстали, началась война, которую человечество проиграло. Поскольку солнце затмили тучи, созданные для борьбы с машинами, роботам пришлось использовать людей в качестве батареек.

Картины бунтов, массовой истерии и полицейской хроники, грязные окопы, из которых солдаты-гуманоиды стреляют в солдатов-андроидов, и прочие апокалиптические видения эпохи высоких технологий грешат банальностью, но спотыкаются на образе Всадника, привносящего необходимую эпическую ноту.

История от самого маститого режиссера Есиаки Кавадзири называется «Программа». Кавадзири, снявший близкие к гениальности «Манускрипт ниндзя» и «Охотника за вампирами D», остался верен своей пластичной готической стилистике. В пространстве учебной программы происходит бой между двумя повстанцами – женщиной и решившим вернуться в Матрицу мужчиной. Программа декорирована под японский интерьер, цифровые призраки в доспехах самураев бьются среди буддийских арок и крыш пагод.

С каждым новым сюжетом становятся все отчетливей причины, по которым этот фильм занял такое внушительное место в современном кино. Почти ничего нового – и масса оттенков, намеков, набросков. Осколков культуры, собранных Вачовски в витраж «Матрицы». В каждом осколке – солнце узнаваемых мотивов, ярко сверкающих в «Аниматрице». Вот сюжет под названием «История детектива», честно признающая влияние старого фильма-нуар на хай-тек триллер о людях-батарейках. Вот история о боевом роботе, похожем на опасное насекомое, которого люди затянули в виртуальное пространство со странными сияющими ангелами – снятся ли ему электроовцы? Вот призрачный сюжет «За пределами» — кристаллический сгусток японской анимации, изящной и болезненной.

В сущности, «Аниматрица» — это путеводитель по банальности. Банальности того особого рода, что будит только радость узнавания, а не скуку повторения. Ту же радость узнавания, которую будила первая «Матрица», — физиологическое удовольствие от того, что кто-то заново собрал мир из привычного хлама.