От проекта развития до «Катюши»
Все началось весной 2008-го, когда благодаря усилиям большой тройки в лице Алексея Миллера («Газпром»), Сергея Чемезова («Ростехнологии») и Игоря Макарова («ИТЕРА») был создан Общероссийский проект развития велоспорта. Его идейным вдохновителем стал Макаров, в прошлом известный велогонщик, более десяти лет защищавший цвета сборной СССР.
Главной идеей проекта стало возрождение славы отечественного велоспорта, которая за годы после крушения Советского Союза померкла и потеряла былой лоск. Вместе с развитием спорта высоких достижений на международной арене, который мог бы вернуть утраченные позиции российским веложокеям, важно было придать новый импульс развитию массового спорта в стране.
Поэтому особое внимание отводилось воспитанию молодежи (на данный момент помимо профессиональной команды «Катюша» существует континентальная команда «ИТЕРА-Катюша» и две молодежные, куда набираются исключительно россияне), иначе откуда бы взяться новым Меньшовым.
Забегая вперед, заметим, что легенда российского велоспорта приложил руку к успехам «Катюши», за которую выступал в 2011–2012 годах. Денис привнес в копилку команды победу на 20-м туре «Вуэльты Испании 2012». И только травма колена, из-за которой спортсмен закончил карьеру, не позволила сделать больше.
Но это потом, а пока вернемся в 2008-й. 1 сентября было официально объявлено о создании профессиональной российской команды «Катюша», в состав которой вошли лучшие российские велогонщики, а также ряд иностранных звезд. А уже 24 ноября «Катюша» получила лицензию Международного союза велосипедистов (UCI).
Первые победы «Катюши»
События развивались стремительно. 18 января 2009-го состоялся первый залп вело-«Катюши» в истории. Российская команда приняла участие в гонке Cancer Council Classic и сразу одержала победу. Первый трофей «Катюше» принес австралийский спринтер Робби Макьюэн.
Успех новой команды не прошел незамеченным, и спустя 11 дней ее пригласили поучаствовать в одной из самых престижных многодневок планеты — «Джиро д'Италия», а чуть позже и на главный старт года — «Тур де Франс».
Меж тем не одними варягами сильна «Катюша». 19 апреля на высшую ступень пьедестала классической гонки Amstel Gold Race поднялся чемпион России Сергей Иванов, навсегда вписав свою фамилию в скрижали достижений мирового велоспорта.
Мало того, тот же Иванов отличился и на «Большое петле», сорвав куш на 14-м этапе супервеломногодневки. По итогам дебютного года «Катюша» вошла в десятку лучших коллективов мира, одержав 26 побед, а также взяв 36 вторых и 14 третьих мест (всего – 76 призовых).
В дальнейшем достижения посыпались как из рога изобилия. Перечислим наиболее значимые из них: победа команды в итоговой классификации многодневки «Вуэльта Каталонии», победа Евгения Петрова и Филиппо Поццато на 13-м и 14-м этапах «Джиро д'Италия», победа Хоакима Родригеса на 14-м этапе «Тур де Франс»; победа Хоакима Родригеса на 14-м этапе «Вуэльты Испании», победа команды в итоговой классификации многодневки «Вуэльта Испании».
Как результат, Хоаким Родригес занял первое место в мировом рейтинге, а сама команда классифицировалась пятой, вдвое улучшив показатель предыдущего года. Также стоит отметить, что летом 2010-го Игорь Макаров был избран президентом Федерации велосипедного спорта России, а осенью 2011-го стал членом руководящего совета UCI.
Следом были еще три года успешных выступлений в мировом турне, более 80 побед (всего за пять лет гонщики «Катюши» 127 раз купались в золоте и 371 раз попадали на подиум) и два титула лучшего гонщика мира для Хоакима Родригеса (2012 и 2013). Но все это цифры, сухая, хоть и приятная глазу статистика. Она безжизненна, пока нет в ней примеров становления команды. Порой смешных, местами болезненных, но реально отражающих картину жизни лучшей отечественной велокоманды.
Итальянская майка с русским колоритом
В июне 2009 года гонщик команды «Катюша» Филиппо Поццато выиграл золотую медаль чемпионата Италии. Эта гонка считается очень престижной в Европе, и она принесла большую известность новой, по сути, российской команде.
На «Тур де Франс» через несколько недель Поццато отправился в новой майке «Катюши», выполненной в итальянских цветах, но с русским колоритом. Итальянцы крайне щепетильны в вопросах своего флага, триколора и облачения чемпиона Италии – у них очень строгие правила на сей счет. Но на тот момент руководство команды еще не обладало достаточным опытом и сделало майку наобум.
В итоге во время «Тур де Франс» ее пришлось переделывать. Переделывали несколько раз, прежде чем с итальянской федерацией нашли компромисс. Получилось даже так, что чуть ли не через день Филиппо выходил на старт в майке нового дизайна – тогда шутили, что у Поццато имеется новая одежка на каждый день.
Впоследствии, проблем с майками национальных чемпионов у «Катюши» никогда не случалось – все делалось и делается в строгом соответствии с правилами, включая майки чемпионов России, которых в «Катюше» было пятеро за пять лет.
КАТ10ША, КАТИОУША, КАТИОЛЛИЯ
Смешная история приключилась в 2010 году. У гонщика команды Робби Макьюена как-то спросили, что он думает о названии команды «Катюша». Австралиец ответил, что название очень красивое и мелодичное. А больше всего ему нравится цифра 10 в середине слова. Доля правды в его словах действительно есть. Букву «Ю» в Европе не понимают, и первые годы существования команды в 2009 и 2010 годах название коверкали как хотели.
То вместо «Ю» напишут «10», то «LII» вместо «Ш», то произнесут не «Катюша», а «Катиоллия» или «Катиоуша».
Сейчас, конечно, такого нет и в помине — у команды появилось много фанатов, которые специально учат, как правильно произносится ее название. Выучили его и комментаторы европейских телеканалов – все же «Катюша» стала крайне популярна за минувшую пятилетку.
Чудеса храбрости
В июле 2012 года «Катюша» принимала участие в легендарном «Тур де Франс». На шестом этапе за 70 км до финиша гонщик команды Оскар Фрейре попал в очень серьезный завал. Но он встал и продолжил гонку, хоть его и преследовали сильнейшие боли в области груди.
Спортивный директор предложил Оскару сойти с дистанции, но тот отказался – заявив, что обязательно доедет до финиша. В итоге Фрейре слово сдержал, проявив чудеса храбрости и выдержки. После в больнице у него диагностировали не только перелом нескольких ребер, но и весьма опасную травму – одно из ребер проткнуло легкое насквозь. К счастью, все закончилось хорошо.
Гонщики «Катюши» всегда отличались стойкостью и самопожертвованием по отношению к команде. Зачастую, несмотря на травмы, велосипедисты не хотели сходить с дистанции, до последнего помогая команде и лидерам в достижении результата.
Кстати, на этом же «Тур де Франс» Александр Кучинский, сломав палец руки на пятом этапе, проехал с травмой всю многодневку до самого конца.
А в 2010 году другой гонщик «Катюши», Александр Плюшкин, четыре финальных этапа проехал с температурой под 40, но не слег, а умудрился помочь Александру Колобневу занять третье место на одном из тяжелых горных этапов.
В мае 2013 года команда «Катюша» участвовала в знаменитом Гранд-туре «Джиро д'Италия». На очень скользком и опасном повороте девятого этапа гонщик команды Анхель Висиозо врезался в неправильно припаркованный прямо на повороте автомобиль. Гонщик получил серьезные травмы, но когда к нему подъехала «техничка», твердо заявил, что продолжит гонку. И это несмотря на то, что до финиша оставалось около 20 км.
Тем не менее самому ехать было очень сложно, тем более что часть дистанции пролегала в гору. Однако на помощь вовремя подоспел Павел Брутт, который подстраховал Анхеля и помог ему добраться до финиша. Медицинский осмотр в больнице выявил переломы ребра, лопатки и пальца. Конечно, продолжать дальше выступление в гонке было невозможно.
Но когда Анхеля спросили, почему он не сошел с дистанции сразу после падения, ведь было ясно, что травмы тяжелые, он ответил: «Я не был уверен, что что-то сломано. А если бы оказалось, что травмы не такие серьезные, я бы не простил себе, что сошел с гонки и оставил команду без помощи».
Дорога к победам
В марте 2012 года команда «Катюша» участвовала в гонке мирового тура «Вуэльта Каталонии». Обычно в это время на Пиренеях уже тепло, но утром накануне третьего этапа наша команда проснулась в полностью заблокированной гостинице. Ночью в горах выпал снег, так что занесло все и вся — «технички», автобус, даже двери гостиницы. Его было не много, а очень много.
Предположить такую ситуацию практически невозможно, поэтому выход пришлось искать в экстренном порядке: на старт этапа нужно было спускаться в долину, а времени в обрез. Поэтому команда вооружилась лопатами и с помощью работников гостиницы раскопала машины, автобус, расчистила колею для того, чтобы хоть как-то попасть на дорогу. Ситуация была сложной, но на старт «Катюша» успела. С велосипедистами такое, конечно, случается, крайне редко.
Неожиданная пропажа
В сентябре 2013 года гонщики команды «Катюша» принимали участие в чемпионате мира по велоспорту в итальянской Тоскане. Ночью в грузовик технической помощи, который находился на стоянке перед отелем, залезли воры и украли 14 велосипедов.
Они попытались угнать и одну из машин, но благодаря тому, что с 2012 года на всех автомобилях «Катюши» стоит специальная спутниковая система, угнать их просто невозможно. О краже стало известно за день до решающего старта на чемпионате мира — перед групповой гонкой профессионалов.
К счастью, штаб-квартира команды находилась всего в трехстах километрах, поэтому благодаря слаженным действиям руководства команды и полному материально-техническому обеспечению, которое за пять лет превратилось в мощнейшую базу, велосипеды удалось привезти в расположение команды уже к вечеру.
Однако возникла другая проблема — велосипеды не были собраны и подготовлены к гонке. Тогда, начав в восемь часов вечера, механики проработали всю ночь напролет и к семи утра завершили работу, полностью подготовив велосипеды к гонке. Ни у кого ранее такого не случалось, но механики «Катюши» — настоящие профессионалы.
Через тернии к звездам — девиз, который как нельзя кстати подходит «Катюше». Начав практически с нуля, российская команда добилась высочайших результатов и по праву завоевала лавры одного из лучших велоколлективов мира.
Рядом с такими мастерами, как Хоаким Родригес и Даниэль Морено, уверенно растут молодые российские гонщики, которые, убежден, в ближайшем будущем будут ковать славу русского велоспорта, в том числе и на Олимпиаде в Рио — 2016.
По крайней мере именную такую цель держит в уме руководство «Катюши». А пока команда готовится представить состав на 2014 год, презентация которого состоится 29 января в немецком Кобленце.
30 бойцов отправятся в очередную гонку за золотом под российским триколором. Ну а мы со своей стороны будем держать за них кулачки.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице летних видов спорта.