Всем кружкам по мозгам

Минобрнауки реформирует дополнительное образование для школьников



Минобрнауки планирует довести количество детей, которые охвачены качественным дополнительным...

Минобрнауки планирует довести количество детей, которые охвачены качественным дополнительным образованием, до 75%

Митя Алешковский/ИТАР-ТАСС
Очередная реформа ждет российское образование. Теперь чиновники решили реформировать систему дополнительного образования. Со школьниками в кружках будут заниматься профессионалы из разных отраслей, а к созданию различных проектов, где могли бы обучаться школьники, будут привлекать представителей бизнеса, заявляют в Министерстве образования и науки.

Минобрнауки начинает реформу дополнительного образования. Преподавателями в кружках станут профессионалы в различных отраслях знаний, а к созданию образовательных проектов планируется привлекать крупные компании. Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов говорит, что сейчас практически невозможно создавать стандарты для дополнительного образования из-за быстро меняющихся технологий. Поэтому систему дополнительного образования обещают сделать гибкой, чтобы она реагировала на эти изменения.

«В течение двух-трех лет систему дополнительного образования ждет переосмысление, переоснащение, а также возникновение новых форм. Сейчас в дополнительное образование детям идти нет смысла, потому что там нет передовых технологий, о которых они знают все. И если взрослые, приходя куда-то, где показывают самолеты 40-летней давности, могут умилиться, то современного ребенка это не интересует. Если он и готов что-то строить, то только действующую модель, которая должна летать», — считает Каганов.

Для реализации реформы при Минобрнауки будет создан межведомственный совет, который возглавит министр Дмитрий Ливанов и в который войдут представители Министерства культуры и Министерства спорта. Сейчас уже готов проект развития дополнительного образования, а также будет создана концепция, в которой пропишут все стратегические направления развития.

«Подготовительный этап будет идти весь следующий год. К 2020 году Минобрнауки планирует довести количество детей, которые охвачены качественным дополнительным образованием, до 75% от общего числа», — говорит Каганов. По его словам, сейчас в кружках и секциях занимается 58% школьников, однако заместитель министра считает, что эта цифра несколько завышена.

В качестве примера, каким будет дополнительное образование, он привел существующие в Москве Центры технологической поддержки, которые были созданы на базе 15 вузов. В эти центры набираются школьники, которые занимаются наукой и готовятся в центрах к олимпиадам. Для этого там было установлено современное оборудование, например оптические 3D-сканеры. «Эти центры позволяют детям не только что-то придумать самим, но и выйти на создание действующей модели. Рядом с ними находятся преподаватели, которые могут легко ориентироваться в меняющихся технологиях», — отмечает Каганов.

Приглашение в качестве педагогов специалистов из различных отраслей станет одним из ключевых изменений. «У нас превалирует творческая направленность в дополнительном образовании, но не все ведь будут танцорами. Поэтому необходимо создавать такую систему, где работали бы профессионалы из разных областей», — сообщает Каганов.

Уже в ближайшее время начнутся подготовительные мероприятия к реформе. В частности, Минобрнауки собирается на примере конкретных проектов проверить, будут ли работать их нововведения. Например, АФК «Система» совместно с «Интел» создаст 32 центра высоких технологий для дополнительного образования, а МГТУ Станкин будет учить школьников 3D-моделированию.

Дополнительное образование тоже перейдет на нормативно-подушевое финансирование. «Пока мало кто из учреждений дополнительного образования перешел на эту систему. В основном все получают деньги по старой схеме, на год вперед. Но в скором времени деньги пойдут за ребенком: оказали услуги — получили финансирование на образование одного ребенка от государства. На эти деньги можно поощрить тех педагогов, к кому дети приходят на занятия. Или заключить контракт, например с МГУ, чтобы их преподаватели занимались с детьми», — говорит Каганов.

По словам Каганова, необходимо создать гибкую систему, которая бы позволяла давать качественные услуги без разработки стандартов, апробирования и прочего. «Технологии уже изменятся, пока мы будем вводить новые стандарты», — отмечает он.

Планируется, что возрастет зарплата педагогов допобразования. «Сейчас в пяти субъектах зарплата у педагогов дополнительного образования выше, чем у обычных учителей. В основном же она составляет только 50% от уровня зарплаты учителей. Мы планируем к 2015 году их выравнять», — говорит Каганов.