Регионы скрепят вузами

Правительство намерено поддерживать вузы, которые выпускают специалистов по востребованным для конкретных регионов направлениям



Дмитрий Ливанов предложил поддерживать вузы, которые играют главную роль в социально-экономическом...

Дмитрий Ливанов предложил поддерживать вузы, которые играют главную роль в социально-экономическом развитии регионов

Екатерина Штукина/ИТАР-ТАСС
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов и премьер Дмитрий Медведев заявили о необходимости поддержать вузы, которые выпускают кадры, востребованные в регионах. Для этого, по словам Ливанова, надо организовать тесное сотрудничество между предприятиями и вузами, которые готовят для них специалистов.

Состоявшееся в среду заседание правительства было приурочено к началу нового учебного года. Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что региональные вузы должны готовить специалистов по наиболее востребованным направлениям для данного региона, учитывать потребности ведомств и представителей бизнеса.

«Очень часто там, где, скажем, развиваются авиастроение или металлургия, нужны инженеры, конструкторы, а на рынке труда в основном экономисты и юристы, но они, собственно, у нас везде. В результате современным высокотехнологичным производствам не хватает квалифицированных кадров, а выпускники не могут найти работу по специальности», — отметил премьер. По его словам, необходимо увеличивать количество бюджетных мест для тех вузов, которые напрямую работают с работодателями, к примеру промышленными предприятиями.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также отметил, что возможности вузов зачастую не соответствуют потребностям экономики, социальной сферы, а также рынку труда. Чтобы устранить перекос в необходимых для региона специальностях, Минобрнауки предлагает использовать целевые меры поддержки вузов, которые играют ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов, где они находятся.

В первую очередь, по мнению министра, необходимо внедрять новые формы взаимодействия между вузами и предприятиями, а также новые принципы распределения контрольных цифр приема на бюджетные места. Ведомство уже внесло в правительство 10 нормативно-правовых актов, которые обеспечивают условия для эффективного взаимодействия и интеграции — когда в образовательном процессе участвуют и вузы, и предприятия.

В частности, во вступающем в силу 1 сентября законе «Об образовании» предусмотрены несколько форм интеграции. Например, создание базовых кафедр, которые осуществляют практическую подготовку студентов на базе предприятий. Причем в первую очередь эти кафедры будут создаваться не в научных институтах, как это было в Советском Союзе, а на предприятиях.

Еще одним способом сотрудничества министр назвал сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий — например, создание совместных образовательных программ. Он привел в пример опыт взаимодействия «Росатома» и 15 вузов, в том числе МИФИ. «Недавно мы заключили соглашение с Роскосмосом о создании консорциума из 38 вузов и 16 крупнейших предприятий космической отрасли», — отметил Ливанов.

Министр напомнил, что с этого года был внедрен новый принцип распределения контрольных цифр приема на бюджетные места — с учетом потребностей регионов.

«Основной принцип таков: если те или иные отрасли промышленности: транспорт, связь, культура, медицина, сельское хозяйство — в регионе являются приоритетными, то вузы, готовящие кадры именно для этих отраслей, должны получать бюджетные места в объеме, необходимом для их кадрового обеспечения», — сообщил Ливанов.

По его словам, количество бюджетных мест в этом году сохранилось на уровне прошлого года — 491 тысяча мест, однако произошло их перераспределение. Увеличились контрольные цифры приема по инженерно-техническим специальностям более чем на 5%, по естественно-научным специальностям — на 3%, по медицинским специальностям — на 6%.

Увеличение контрольных цифр приема по инженерно-техническим направлениям произошло в 49 регионах, по естественно-научным — в 51, по медицинским — в 63, по образованию и педагогике — в 59 регионах. В этом году, например, на 34% увеличилось количество бюджетных мест на специальности, связанные с металлургией и металлообработкой во Владимирской области, где главное предприятие региона — Владимирский моторо-тракторный завод; а в Краснодарском крае на 31% увеличилось число студентов-бюджетников, которые учатся по направлениям сервиса и туризма.

Еще одним способом интеграции между вузами и предприятиями может стать новое понимание целевого обучения, которое также закреплено в новом законе об образовании. «Это будет по-прежнему обучение за счет средств федерального бюджета, но по-новому будут регулироваться отношения студента и предприятия, на котором он будет работать. Если раньше в законодательном порядке не были предусмотрены обязательства ни со стороны работодателя, ни со стороны студента, то теперь при поступлении по целевому набору студент заключает с работодателем договор, в котором четко обозначаются обязанности сторон.

Если студент не захочет по окончании вуза работать на предприятии, в соответствии с условиями этого договора он должен будет вернуть работодателю затраченные средства (например, расходы на социальный пакет, выплаченную стипендию и так далее) и выплатить штрафные санкции, составляющие до 200% этих средств поддержки», — заявил министр.

Также для сотрудничества между вузами и предприятиями необходимо внедрять программы прикладного бакалавриата. В качестве примера он привел Уральский федеральный университет, где собираются вводить программы в области техники и технологии, которые разрабатываются совместно с Уральской горно-металлургической компанией. Технологи, выпускники такой программы, смогут работать мастерами на заводе. Однако пока количество студентов, обучающихся по программам прикладного бакалавриата, которая будет реализовываться в 44 вузах по 60 направлениям, составляет всего 5%.

Между тем главу РАН Владимира Фортова смутил такой подход к организации высшего образования. По его мнению, для того, чтобы специалисты могли работать в рыночных условиях, необходим упор как раз на фундаментальные исследования, чтобы люди понимали основные законы и умели их приложить к той быстро меняющейся ситуации, которая возникает сегодня.

«Вот мы сейчас обсуждаем, надо ли готовить для Дальнего Востока специалистов по рыбе. Да, действительно, рыба нужна на Дальнем Востоке, но завтра мы там, может быть, построим энергетический кластер или какой-нибудь хай-тек, понимаете?

Если наши преподаватели и студенты будут хорошо подготовлены фундаментально, это даст им возможность работать дальше в жизни. Если мы будем ориентироваться на прагматические задачи, которые сегодня стоят, как мы их сегодня видим (а все мы понимаем, что через 10 лет эти задачи будут совсем другими), тогда мы обречены», — заявил Фортов. На это Дмитрий Медведев отметил, что согласен с Фортовым, однако не следует забывать о том, что вузы России плодят безработных.

Ливанов попросил правительство также поддержать меры, необходимые для повышения конкурентоспособности российских вузов в мире. Премьер-министр сообщил, что на эти цели в ближайшие четыре года будет выделено 42,5 млн рублей. На сегодняшний день определен список из 15 вузов, 5 из которых должны к 2020 году попасть в первую сотню ведущих вузов мира по оценке одного из трех главных международных рейтингов — THE, QS и ARWU. Вузам в год будет выделяться по 600 млн рублей господдержки для развития инфраструктуры, кадров, исследовательской работы и привлечения иностранных студентов.

Министр обороны Сергей Шойгу в свою очередь предложил создать российский рейтинг высших учебных заведений мира. Однако Медведев заметил, что если Россия будет вводить свои рейтинги, то следует понимать, что они будут носить локальный характер.