Французский спецназ провел у побережья Сомали операцию по освобождению яхты Tanit, захваченной неделю назад. Как сообщает «Би-би-си» со ссылкой на администрацию президента Франции, операция началась в пятницу вечером, когда «все прочие ресурсы были исчерпаны». Коммандос взяли 12-метровую яхту штурмом.
Пираты, пытаясь уйти от военных, застрелили одного из заложников. Двое преступников были убиты на месте, еще троих спецназовцы взяли в плен.
Жертвой силовой операции по освобождению яхты стал ее владелец Флорент Лемакон. Остальные пассажиры — всего на борту находились пять человек, в том числе трехлетний сын Лемакона и его супруги, — не пострадали.
Яхта Tanit оказалась в плену у пиратов 4 апреля. Хлоя и Флорент Лемакон, их трехлетний сын Колин, а также двое друзей семьи направлялись из французского порта Ванесс на архипелаг Занзибар у побережья Танзании. По пути путешественники решили зайти в Кению. Как выяснилось позже, попадавшиеся им на пути военные моряки и экипаж научно-исследовательского судна Floreal предупреждали яхтсмена и пассажиров, что идти через Аденский залив опасно, но они эти предупреждения проигнорировали.
Захватив яхту, пятеро пиратов повели ее в сторону побережья, планируя, видимо, причалить на одной из своих баз. «Если бы ее привели к побережью Сомали, то обычный их метод, когда дело касается яхт, — это увод заложников на берег, а яхту либо продают, либо используют в своих целях как судно-базу. Однако на пути к сомалийскому побережью яхту перехватили французские военные и, как сообщают французские власти, «лишили хода», — рассказал «Газете.Ru» редактор интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко. Не дав возможности пиратам завести мотор и уйти от преследования, военные начали переговоры. Освобождать заложников бесплатно пираты отказались, и спецназовцы взяли яхту штурмом.
По мнению Войтенко, силовое освобождение в этой ситуации было оправдано, но штурмовать каждое захваченное пиратами судно не стоит.
«Если говорить о захватах яхт, то тут, наверное, силовое освобождение оправдано: яхтсмены — это люди, совершающие переход на яхте для своего удовольствия, они прекрасно знают о риске, они могут изменить маршрут или вообще отказаться от плавания вблизи опасных вод. Но если говорить о коммерческих судах, то силовое освобождение остается под большим вопросом. Люди работают, они вынуждены проходить опасными районами, причем их работа важна не только для них или судовладельца, но и для экономики целого ряда стран», — считает редактор «Морского бюллетеня».
Войтенко привел в пример освобождение норвежского танкера Bow Asir, который пираты покинули в пятницу. По мнению эксперта, переговоры с пиратами завершились успешно и моряки оказались на свободе благодаря тому, что «у судовладельца, наверное, была страховка, покрывающая выкуп, — то есть проблем с деньгами не было». За освобождение Bow Asir, на борту которого находились 27 человек, в том числе один россиянин, пришлось заплатить $2,4 млн, передает Reuters. Все члены экипажа, оказавшиеся в плену 26 марта этого года, чувствуют себя хорошо.