Гены, связанные с развитием шизофрении и аутизма, активны только во время развития мозга зародыша или ребенка, что объясняет те сложности, которые возникают при поиске данных участков генома, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
«К примеру, просмотр египетских пирамид не сделает нам понятным то, как их строили. Аналогичным образом, изучение мозга взрослых людей не поможет нам выяснить причины того, как развивается аутизм или шизофрения. С другой стороны, изучая мозг зародыша или ребенка, мы можем рассмотреть «строительные леса» в виде особых генов, повреждение или некорректная работа которых приводит к развитию аномалий», — заявил Золтар Молнар из Оксфордского университета (Великобритания).
Молнар и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за развитием мозга мыши с 15-го дня с момента зачатия, отслеживая все изменения в работе генов, происходившие по мере взросления. Авторы статьи обращали особое внимание на те участки генома, которые ранее связывались с развитием шизофрении, аутизма или других психических расстройств.
Наблюдая за развитием так называемой подпластины зародыша — основы будущей коры мозга — ученые заметили, что гены аутизма и шизофрении были активны только на ранних этапах развития зародыша и во время первых дней жизни мышат.
Ученые воспользовались полученными данными для составления карты активности данных генов в нервных клетках мышей во время формирования плода и развития ребенка. Молнар и его коллеги опубликовали ее в открытом доступе в интернете. Как полагают биологи, подготовленная ими база данных поможет понять, как аномалии в этих генах влияют на развитие психических расстройств, а также открыть новые участки ДНК, связанные с развитием аутизма.