Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эксперты обсудили законопроект «Об основах охраны здоровья граждан»

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан». Документ, разработка которого уже второй год сопровождается острой критикой со стороны профессионального сообщества, претерпел некоторые изменения. В частности, были учтены поправки объединившей работу экспертов Национальной медицинской палаты, касающиеся полномочий профессиональных медицинских сообществ. В среду президент палаты Леонид Рошаль рассказал журналистам о том, что принципиально меняют принятые поправки, и удалось ли найти консенсус медиков с властью по наиболее острым вопросам.

С самого начала Рошаль сообщил журналистам, что он не доволен законопроектом и считает его далеко не идеальным. Однако, документ надо принимать и дальше работать над его совершенствованием и искать компромисс с властью, а не «писать петиции и ходить с флагами». «Старый закон, который действовал 18 лет, уже невозможно латать, — поддержал эту мысль второй участник пресс-конференции - директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения вице-президент РАМН Владимир Стародубов. – Отсутствие законодательной базы не позволяет развивать вопросы трансплантологии, нет законов, регламентирующих суррогатное материнство, обеспечение медицинскими изделиями (только лекарствами), работу санавиации, лечение редких болезней. И все эти новеллы отражены в законопроекте».

Что до поданных ко второму чтению национальной медпалатой более 300 поправок, то, по словам Рошаля, 109 из них были учтены. «Судьбоносной» назвал Рошаль поправку, исключающую распространение на пациентов закона о защите прав потребителей и «приравнивающей медицинскую помощь к услуге». Очень важной считает эксперт передачу ответственности за организацию здравоохранения с муниципального на региональный уровень.

Основной блок поправок касается полномочий профессионального сообщества. «Мы вернули украденную перед вторым чтением статью 79 о введении саморегулирования деятельности, – рассказал Рошаль. — Это столбовая дорога развития, и мы к этому придем, причем, ничего не изобретая. На Западе, где существует такая система, и где за врачебную ошибку отвечает все сообщество, 80% населения довольно качеством здравоохранения». Принятые поправки закрепляют права профессиональных медицинских сообществ на проведение независимой экспертизы, участие в аттестации медработников, разработке норм и правил в сфере охраны здоровья (включая стандарты и порядок оказания медпомощи и программы повышения квалификации), клинических протоколов лечения и методических рекомендаций.

В частности, комментируя позицию по стандартам оказания медпомощи, Рошаль сообщил, что врачам оставили право выходить за рамки этих стандартов с учетом конкретной ситуаций, «сделав люфт». «Если мы станем лечить строго по этим стандартам, многие наши пациенты умрут, — заявил Рошаль. – То же самое касается порядка оказания услуг. Минздрав нашлепал их под себя, не понимая, что творится внутри. И что для того, чтобы соблюдать эти порядки, нет ни оборудования, ни кадров». На вопрос «Газеты.Ru», может ли теперь врач, «передержавший» пациента в стенах больницы, не бояться быть оштрафованным страховой компанией, Рошаль ответил утвердительно.

Впрочем, уточнил эксперт, закон рамочный, и для его реализации предстоит принять почти сотню подзаконных нормативных актов. (Как показывает практика, принимаются такие документы годами, а повлиять на их содержание извне уже не удается). Так, рассказал Рошаль, в рамках программы госгарантий должны быть сформированы два списка – «негативный» и «позитивный» — четко прописывающие за что должен платить пациент, а что нет. Что касается аттестации медработников, то, до появления дополнительных документов, ее по-прежнему будут проводить не профессиональные организации, а госструктуры.

Остается пока пожеланием доктора Рошаля и необходимость введения бесплатного непрерывного постдипломного образования врачей. А также необходимость бесплатного лекарственного обеспечения детей из неблагополучных семей и льготного – для трудоспособных гипертоников, десятками тысяч погибающих от инсультов. Хотя, как уточнил Стародубов, обеспечив в рамках лекарственного страхования дорогостоящими препаратами амбулаторных больных, государство могло бы лишить их стимула ложиться в больницу, и сэкономить на этом.

Что до самого главного и дискуссионного вопроса – о платности или бесплатности лечения, то, касающиеся его статьи остались в законопроекте без изменений. Документ официально закрепляет статус платной медпомощи в муниципальных медучреждениях. По словам Рошаля, де-факто платные медуслуги существуют давно и позволяют «выживать» даже рядовым поликлиникам и больницам. При этом, сами руководители медучреждений хотят их оказывать, не веря, что когда-либо получат госфинансирование в должном объеме. «Статья 41 Конституции РФ гарантирует бесплатную медпомощь в госучреждениях, но в реальной жизни это не так. Поэтому надо определить, за что можно брать плату. Хочет человек палату с 5 телевизорами и 6 туалетами и дополнительные обследования, может за это доплатить.

Требовать абсолютной бесплатности мы сегодня можем при одном условии, если государство выделит больницам достаточно денег. Но сегодня здравоохранние недофинансируется в 2 раза». По словам Рошаля, увидев прогноз по финансированию отрасли, «он ахнул», увидев уменьшение ассигнований на федеральные учреждения. «Я не знаю, может они будут сокращать федеральные учреждения, — посетовал он. — Квот и без того мало, и они быстро выбираются. Но это закон не решит».

По словам руководителя института проблем управления здравоохранения Гузель Улумбековой, говорить о доступности бесплатной медпомощи, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6-7% от ВВП, бессмысленно. А принятие законопроекта приведет к ускоренной деградации российского здравоохранения. «Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на который даже не установлены минимальные расходы, малодоступной окажется и высокотехнологичная помощь, объемы которой в РФ в 7-10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря, — считает эксперт. – Мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств. Законопроект не обеспечивает гарантий равнодоступности медпомощи в разных регионах. И наконец, законопроект не улучшит положение самих медработников и преподавательского состава вузов».

Что до дальнейшей работы над основополагающим для всей системы здравоохранения законом, то перспективы этой работы не ясны. Как признался сам Рошаль, сейчас, столкнувшись с силой профсообщества, Минздрав решил создать подконтрольное «Российское медицинское общество» из числа тех, кто голосовал за то, что больше заниматься совершенствованием проекта не нужно.

Новости и материалы
Стало известно, где россияне отдыхали в апреле
В Индонезии произошло извержение вулкана Руанг
Обвиняемый в шпионаже офицер Бундесвера сознался в том, что предлагал информацию России
Юристы попросили Байдена остановить помощь Израилю
Дугин рассказал о причинах превращения России во врага для США
В Белгородской области объявляли ракетную опасность
В России перед праздниками значительно вырос спрос на аренду автомобилей
На Украине налоговой службе могут дать полномочия отслеживать транзакции граждан
Полянский обвинил Украину в хвастовстве причастностью к ликвидации журналистов РФ
В Белгороде звучит сирена ракетной опасности
Торговое судно в Красном море получило повреждения
Экс-сотрудник АНБ получил почти 22 года тюрьмы за передачу секретов «российскому агенту»
Россиянам рассказали, что делать, если заставляют работать в праздники
Вучич опроверг «мечту» Сербии вступить в БРИКС
Ученые объяснили, почему люди слышат, как кто-то зовет их по имени из чащи леса
Глава парламента Молдавии намерен проверить статус Договора о дружбе и сотрудничестве с РФ
Йеменские хуситы атаковали судно Cyclades в Красном море
В Тбилиси заявили, что в 2030 году Грузия вступит в Европейский союз
Все новости