Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Не верьте тому, что говорят вам учителя»

Другая жизнь с фотографом Генри Лютвайлером

В Москве в рамках выставки «Neverland lost – a portrait of Michael Jackson» состоялась лекция известного фотографа Генри Лютвайлера. Лютвайлер рассказал о том, как он начал карьеру, объяснил, почему фотографы — самые счастливые люди, и поделился своим секретом. «Газета.Ru» приводит наиболее любопытные фрагменты этой лекции.

В фотошколу меня не приняли. Мне отказали в моем желании стать фотографом и рекомендовали вообще забыть об этом. У меня даже есть бумага от 1981 года с подписью директора этой школы. Итак, никогда не верьте тому, что говорят вам учителя.

После того, как меня не взяли в фотошколу, я вместе со своим приятелем открыл небольшую фотостудию. Мы стали заниматься тем, чем занимаются все швейцарские фотографы: снимать шоколад, сыр и часы. Конечно, это было скучновато, так что месяцев через 8 мы с моим приятелем завязали с этим делом. После этого я работал ассистентом у одного очень хорошего фотографа. Я провел два года в Нью-Йорке, но потом решил отправиться в Париж. Женщины меня вечно сбивали с пути. У меня была подружка в Париже. Так вот, из-за нее я решил бросить работу в Нью-Йорке и полететь в Париж. Конечно же, как только я переехал, она со мной рассталась. Пришлось как-то выкручиваться. В итоге я решил зарабатывать на хлеб фотографией. Так вот в 1977 году в Париже началась моя карьера.

Хельмут Ньютон дал мне один из самых важных советов, которые предопределили мое будущее. Он звучит так: «Если ты не можешь сделать фотографию за 7 минут, ты никогда не победишь». И именно за это меня полюбили знаменитости, потому что когда я работаю с ними, они понимают, что фотосессия не займет больше 10 минут.

У каждого снимка есть своя история. И для меня интересен не сам снимок, а интересно то, что за ним стоит. К примеру, я поехал на Олимпийские игры в Корею со 100-миллиметровой камерой Hasselblad. Спортивные фотографы такого бы никогда не сделали: они туда приезжали с огромными объективами. На этой Олимпиаде по техническим причинам у меня не было возможности оказаться в нужном месте в нужное время и сделать нужный снимок, и тогда я решил, что никто не заставляет меня фотографировать спорт в таком сложном режиме, устроил студию прямо в номере отеля, где жил, и стал делать снимки со спортсменами так, как я привык их делать. А фоном для съемки были обычные простыни.

Очень мало журнальных коммерческих снимков публикуются в тот же день, когда их сделали. У многих из них есть время на то, чтобы состариться. Ты ловишь какой-то момент, а спустя 20-25 лет уже никто не сможет повторить это.

Когда я снова вернулся из Парижа в Нью-Йорк, мне очень повезло. Я принес свое портфолио в New York Times Magazine, получил одобрение и через несколько дней начал публиковаться в журнале. Одной из причин моего возвращения в Нью-Йорк стало то, что большинство журналов стало все чаще и чаще публиковать знаменитостей и на обложках, и в рекламе. Я надеялся, что в Нью-Йорке у меня будет больше возможностей для работы со знаменитостями, музыкантами, танцорами и актерами. Мне кажется, я оказался в нужном месте в нужное время.

Фотографы — очень счастливые люди. Мне кажется, только священники, президенты и фотографы могут себе позволить определенные вещи. Люди открывают перед тобой двери — ты заходишь и можешь видеть то, что не видят другие, можешь изучать это.

Я снимал Горбачева и пытался сфотографировать его родимое пятно, которое, как мне кажется, очень похоже на контуры Америки. Мне было интересно показать эту связь между тем, что это за человек и как выглядит его родимое пятно. Он заметил это, неодобрительно цокнул языком и сказал: «Опустите камеру». Я опустил ее и сделал несколько снимков, а потом, когда разворачивался к Горбачеву спиной, все-таки снял его родимое пятно. Фотограф — опасная работа, знаете ли.

Карл Роув работал советником президента Буша. По-моему, он очень злой человек. Я его фотографировал дважды. Когда я его снимал в первый раз для журнала Time, то дал ему книгу об истории и достопримечательностях Ирака. Он посмотрел на меня и сказал: «Не надо. Я знаю, где ты живешь». Этим своим незначительным поступком я хотел предотвратить войну в Ираке, но ничего не получилось. Второй раз я фотографировал Роува для New York Times Magazine. Прошло 3 или 4 года. Он меня помнил, а я держал рот на замке и фотографировал. Он посмотрел на снимок и сказал: «Слушай, Генри, у тебя получился прямо какой-то Роберт Рэдфорд». На что я ему ответил: «Вы мне должны быть очень благодарны за это, потому что мне тут почти не с чем было работать». Больше меня в Белый дом не звали.

Если вы решили быть фотографом, старайтесь всегда быть открытым миру, никогда не говорите «нет». Даже если вам приходится иметь дело с чем-то не очень интересным, вы можете встретить кого-то интересного, откроется другая дверь и после этого что-то произойдет. Возможно, не сразу. Возможно, даже через 10 лет. Я фотографировал балерину Светлану Захарову в Нью-Йорке в 1999 году. Я помню мне позвонили и говорят: «А тебе интересно будет сфотографировать юную балерину из Кирова?». Я ответил: «Конечно, да, потому что я люблю балет, потому что это моя работа». А теперь она звезда Большого театра и мне удалось в этот приезд в Москву увидеться с ней. Две страны, два континента, 12 лет прошло. Еще раз: всегда будьте открытым миру, всегда будьте приветливыми с людьми.

Предметы могут намного больше рассказать о людях, чем их собственные портреты. Знаете, мужчины ведь во всех бедах винят женщин. Я сейчас не про жену хочу рассказать, а про маму. Она вышла замуж за отца только через 10 лет после того, как они познакомились. Мне 50 лет, а могло бы быть 60. А если бы мне было 60, у меня была бы возможность сфотографировать Джеймса Дина, Хичкока, Джимми Хендрикса, Дженис Джоплин – всех героев моего детства. Так вот, мне как-то позвонили из Фонда Элвиса Пресли и спросили: «Вам интересно было бы сделать книгу с нами?». Я ответил: «Да, конечно. Это ведь единственный способ для меня сфотографировать Элвиса». Я сфотографировал расческу Элвиса, пистолет Элвиса, телевизор, по которому показывали новости, а они ему не понравились и он шмальнул в него. Я сделал 160 фотографий. 160 фотографий предметов, о которых никто не знает. Если вы поедете в Грейсленд, вы их там не найдете.

Фотографы во всем мире пытаются найти новую идею, новый способ выражения, потому что уже все испробовано и сделано: лучше ли, хуже, но все. И что можно было бы сделать? Можно было бы показывать всем портреты знаменитостей, которые сделал Генри Лютвайлер с 1980 по 2011 год. Но кому это интересно? Мне предложили сфотографировать оружие, нелегально попавшее в Нью-Йорк. Я бы мог отказаться от этого, потому что не интересуюсь оружием. Но моя концепция состоит в том, чтобы никогда не говорить «нет». И вот я снял это оружие и уже сворачивался, но на выходе случайно узнал, что в том же самом помещении, где я снимал все эти «Базуки» и «Калашниковы», находится пистолет, из которого убит Джон Леннон. Это все изменило в моей жизни. В течение уже семи лет я занимаюсь тем, что снимаю предметы, о которых люди не знают или забыли, к которым нет доступа, которые не показывают в музеях. Очки Леннона, губная гармошка Боба Дилана, гитара Джимми Хендрикса, балетные туфли Нижинского, кисть Энди Уорхола, последний британский паспорт Хичкока, зонтик Мэрилин Монро, бриллиант Элизабет Тейлор, очки и сандалий Махатмы Ганди. Получается интересный микс портретной съемки, археологии и расследования. Я думаю, это важные документы для будущих поколений.

Обычно люди, вещи которых я снимаю, уже умерли, но Майкл Джексон еще был жив. Вообще-то была возможность сфотографировать и его самого, но я не мог решить, как объективно и вежливо это сделать. Проект с вещами Джексона во многом случайный. Это произошло в феврале и апреле 2009 года. 25 июня Майкл Джексон умер, но я, конечно, не мог этого предвидеть. Я получил разрешение ненадолго приехать в Neverland и надеялся сфотографировать знаменитую белую перчатку Джексона. Мы думали, у нас на это уйдет минут 15, но прошел день, два, три, четыре. Я вернулся в Нью-Йорк, потом опять прилетел в Лос-Анджелес и снимал еще день. Я снимал вещи, которые Майкл Джексон собирался распродавать из-за банкротства.

Если вы начинаете копать, вы всегда находите что-то интересное. Все знали о белой перчатке Джексона, но никто не знал, что на самом деле таких перчаток много. Их никто не видел на концертах или в клипах.

Все, что происходит вокруг, повторяется. Возьмите меня в 1985, когда я снимал Бежара и других балетных танцовщиков, и возьмите меня в 2005-м. Прошло 20 лет и я попал в New York City Ballet и принимал участие в съемках всех последних сезонов.

Мой сын увлекается скейтбордом. На самом деле, скейтборд — это очень стильная субкультура. Это новое поколение моды. Не знаю, насколько популярен скейтборд в России, но в США знаменитые скейтбордисты – это абсолютные рок-звезды, поэтому их я тоже снимал. Они — легенды, которые войдут в историю мирового скейтбординга. Итак, всегда будьте открыты миру, смотрите на другие поколения.

Да, иногда у меня бывает плохое настроение, но это никак не должно влиять на мою работу. Я с большим уважением отношусь, к людям, с которыми я работаю, и стараюсь сделать все, чтобы снимки с ними получилось хорошими.

Если Бог смог сделать нас такими красивыми с помощью одного солнца, значит секрет в одном источнике света. Он может быть разным (за облаками, на чистом голубом небе), но он всегда один. Простота – это самая прекрасная вещь.

Если вы решили заниматься искусством, в детстве или еще когда-либо, никто не имеет права вам говорить «Нет, это плохо», никто не имеет права вам говорить «Нужно делать так, а не вот так». Да кто сказал, что так? Мой секрет получать удовольствие от работы заключается в том, чтобы делать то, что мне нравится. Если я буду делать иначе, я буду несчастным человеком.

Новости и материалы
Стало известно о состоянии российского моряка с задержанного Ираном судна
Петербургского подростка избили толпой после просьбы отправить интимные фото
Минэкономразвития отметило снижение инфляции в России
Россиянам рассказали, почему после мойки машины можно ослепнуть и стать бесплодным
Лукашенко назвал условие для ухода с поста президента Белоруссии
«В тот момент я почувствовала себя меньше, чем человеком»: Грайнер о российский тюрьме
Назван клуб, который выиграет Кубок Стэнли
Минюст представил новую коллекцию одежды для заключенных
Лукашенко разрешил забрать «его» миллиарды на зарубежных счетах
Российский военный несколько раз отклонился от мобилизации и получил срок
В РФ арестовали активы американского JP Morgan
Лукашенко назвал условие для вступления Белоруссии в войну
Найден новый фактор риска падений и переломов у пожилых
Латиноамериканская страна занимается проблемой недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
Бузова потребовала дом от ТНТ
Telegram блокирует аккаунты, которые осуществляют сбор координат для нанесения ударов
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в РФ заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Все новости