Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Минфин заберет все остатки

Средства, которые ведомства не успели потратить за год, будут нещадно обрезаться.

Екатерина Мереминская 18.10.2007, 19:35
ИТАР-ТАСС

Минфин нашел радикальное средство для повышения бюджетной дисциплины: средства, которые ведомства не успели потратить за год, будут нещадно обрезаться. Вряд ли угроза будет исполнена, сомневаются эксперты: существующая практика слишком выгодна чиновникам.

Правительство запретит министерствам и ведомствам переводить бюджетные средства из одного года в другой, сообщил в четверг министр финансов Алексей Кудрин после заседания правительства, где обсуждались направления работы Минфина на ближайшие годы. Неизрасходованные остатки бюджетных средств 2007 года еще можно будет перенести на 2008 год, но только «по отдельным статьям, специально оговоренным в законе». «В дальнейшем Бюджетный кодекс эту практику прекращает», — заявил министр. Вместе с тем Кудрин пообещал министрам «большую гибкость, позволяющую им ряд мероприятий ускорить или передвинуть, но только в рамках средств этого года». Но если это не поможет, средства уйдут обратно в федеральный бюджет.

Освоение чиновниками выделенных денег — давняя головная боль правительства. Каждый год ведомства заявляют, что средств им не хватает, и каждый год не могут их потратить.

Так, за первые 6 месяцев 2007 года было потрачено лишь 39% всех средств, выделенных из федерального бюджета, жаловался кабинету министров Кудрин в августе. При этом Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами ухитрилось обеспечить кассовое исполнение расходов только на 0,6% годового плана, Росинформтехнологий — на 0,9%, Минрегионразвития — на 1,4%, Ростехнадзор — на 1,9%. Из-за недофинансирования программа по предупреждению и борьбе с социально-опасными заболеваниями, например, исполнена только на 2,9%, а программа «Электронная Россия» – на 1,2%.

Заканчивается это, как правило, тем, что деньги вбрасываются в экономику в конце года, что приводит к скачку инфляции в ноябре-декабре и даже январе.

Спешка, с которой ведомства наверстывают упущенное, приводит к неэффективности расходования средств, а кроме того, создает возможность для злоупотреблений. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев сомневается, что речь идет об элементарной неорганизованности. «Скорее, это кому-то выгодно», — говорит он. Дело в том, что, в соответствии с законом о госзакупках, ведомства должны закупать товары и услуги на тендерах. Когда тендер устраивается в конце года, то выполнить его условия в срок поставщикам сложно.

На конкурс в результате нередко подается лишь одна заявка, которая его, в соответствии с новым законодательством, и выигрывает. Это гарантирует передачу госзаказа в «нужные» руки.

«Мы сейчас видим вал тендеров на госзакупки. Со сроком выполнения — месяц, но при этом сложными задачами, оплачивающимися миллионами. Понятно, что такую работу можно сделать, только если она уже готова», — говорит Николаев.

У Минфина благие намерения, считает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. «Раньше расходование средств шло медленно, а теперь приведут это в порядок. Я считаю, что свободного перемещения средств из года в год не должно быть, поскольку эти средства могут накапливаться на счетах и также создавать инфляционное давление», — говорит он. А все жалобы на позднее получение средств и бюрократию — просто отговорки. «Если средства не тратятся, то значит, они не нужны», — считает Гавриленков.

Но не все настроены так оптимистично. По мнению Николаева, планы Минфина просто не будут реализованы. «Сейчас такое перераспределение средств тоже по сути запрещено, но на практике оно происходит. Этим пользуются, потому что это выгодно. И я не уверен, что эту «лавочку» удастся прикрыть», — отметил он.

Если переход остатков на будущий год будет запрещен, это может лишь усугубить практику проведения тендеров в последний момент и с заранее известным результатом.