Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

25 лет без актера: каким был Иннокентий Смоктуновский

За что любили актера Иннокентия Смоктуновского

Ровно 25 лет назад, 3 августа 1994 года, не стало народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского. «Газета.Ru» рассказывает о жизни и карьере великого актера, известного благодаря театральным ролям князя Мышкина и царя Федора, а также по фильмам «Солдаты» и «Берегись автомобиля».

Детство, репрессии, война

Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка (нынешняя Томская область) в марте 1925 года. Всего спустя несколько лет после появления на свет будущего народного артиста СССР его семья подверглась репрессиям: дед Смоктуновского был осужден за «контрреволюционную повстанческую деятельность» и впоследствии расстрелян, такая же участь постигла дядю мальчика, признанного виновным по «делу о создании кадетско-монархистской организации», относительно «легко» отделался лишь его отец, осужденный на год лишения свободы и три года высылки.

Согласно легенде, именно из-за тех страшных событий Смоктунович (такая фамилия досталась актеру при рождении) стал Смоктуновским — Иннокентий Михайлович, грезивший о сцене, понимал, что с подобным «бэкграундом» его не пригласят не то что в условный Большой драматический театр, но даже и в заштатный театральный кружок для актеров-любителей.

После нападения на Советский Союз гитлеровской Германии Смоктуновскому пришлось стать главным кормильцем семьи — его отец ушел на войну и вскоре был объявлен «пропавшим без вести» (с фронта так и не вернулся). Спустя еще два года, в 1943-м, в ряды армии был призван и сам юноша. Пройдя бои на Курской дуге и при форсировании Днепра, а также поучаствовав в освобождениях Киева и Варшавы, Смоктуновский был награжден медалью «За отвагу», но самое главное — демобилизовался живым и здоровым.

«Неблагонадежный» актер, Мышкин и всесоюзная слава

Увлечение актерством настигло Смоктуновского в 14-летнем возрасте, когда он впервые оказался в театре. Рассказывая о том первом впечатлении спустя годы, Иннокентий Михайлович признавался, что наблюдая тогда за игрой артистов, понял — он дома. «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясенный… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой».

По возвращении с фронта Смоктуновский, к тому моменту уже прошедший ряд актерских курсов, поступил на учебу в студию при Красноярском драматическом театре имени Пушкина, однако счастье начинающего артиста не было долгим: из-за временного пребывания в плену в годы войны он был признан «неблагонадежным», получив статус «минус 39», в результате чего не имел права проживать в 39 крупнейших городах страны.

В итоге первый настоящий дебют Смоктуновского в качестве актера произошел на сцене 2-го Заполярного театра драмы в Норильске, в котором служили в основном местные заключенные. Отдав норильскому театру около пяти лет, артист решился на переезд в Грозный — во многом из-за цинги, которой он заболел на севере. На Кавказе Смоктуновский играл сначала в Русском драматическом театре имени Лермонтова, затем — в Дагестанском русском драматическом театре имени Горького. Немногим позднее в жизни Иннокентия Михайловича был также Краевой драматический театр имени Горького в Сталинграде.

Душа артиста, впрочем, жаждала больших сцен — и в середине 1950-х Смоктуновский рванул в Москву.

Однако покорение столицы оказалось делом крайне непростым: так и не получив хоть сколько-нибудь значимых ролей, актер был вынужден устроиться на внештатную работу в Театр Ленинского комсомола и в Театр-студию киноактера, где его дела поначалу тоже складывались неважно. К счастью, уже в 1956-м актер приглянулся кинопостановщикам, сыграв небольшие роли в лентах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал ее мужу», а также главную — в картине Александра Иванова «Солдаты».

Поворотной датой для карьеры артиста стало 31 декабря 1957-го, когда он впервые появился на сцене Большого драматического театра в образе князя Мышкина в пьесе по произведению Федора Достоевского «Идиот». Эта роль — без преувеличения — сделала Смоктуновского всесоюзной знаменитостью: актер настолько убедительно играл культового персонажа, что на его спектакли съезжались зрители со всего СССР. Сам артист при этом отмечал, что постоянное перевоплощение в Мышкина давалось ему сложно: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его еще столько же, я бы и сам остался больным человеком».

В 1960-м Смоктуновский покинул БДТ на фоне конфликта с худруком театра (из-за чего не сыграл там Чацкого в «Горе от ума» — хотя роль, как отмечали критики, была будто создана специально под него), после чего стал активно сниматься в кино, в частности, приняв участие в таких знаменитых фильмах, как «Девять дней одного года», «Гамлет» (номинация на престижную премию BAFTA), «Чайковский» и «Берегись автомобиля».

Совсем без театра, однако, Смоктуновский не мог — и уже в начале 70-х устроился на работу в Малый, где ему досталась роль царя Федора в трагедии Алексея Толстого, ставшая впоследствии еще одной визитной карточкой артиста. Уже в 1976-м по приглашению Олега Ефремова Иннокентий Михайлович перешел во МХАТ имени Горького, дебютировав в главной роли в чеховском «Иванове».

Примечательно, что сам Смоктуновский не хотел выбирать между театром и кинематографом, постоянно разрываясь между сценой и голубым экраном: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии».

Последние роли и последние аплодисменты

МХАТу Смоктуновский отдал более 16 лет — на сцену театра актер выходил вплоть до последних лет своей жизни, сыграв в «Кремлевских курантах», «Так победим!», «Чайке», «Дяде Ване», «Кабале святош» и «Возможной встрече». Не забывал артист и о кинематографе: в 90-х он, в частности, снялся в «Дамском портном» (Премия «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль»), «Гении» и «Вине из одуванчиков».

Иннокентий Смоктуновский скончался 3 августа 1994 года в Подмосковье, где проходил реабилитацию после перенесенного инфаркта. В последний путь народного артиста провожали овацией — эта практика, что интересно, стала популярной в нашей стране именно после похорон исполнителя роли князя Мышкина. Показательно, что аплодисменты на прощании со Смоктуновским многие присутствовавшие на траурном мероприятии восприняли как что-то вполне себе нормальное (опять же — подобной практики тогда еще не существовало), объяснив данную реакцию тем, что иначе хоронить великого артиста была попросту нельзя.

Новости и материалы
Эксперты оценили перспективы создания аналога PlayStation и Xbox в России
Дубцова ответила на слухи о прекращении гастролей после теракта в «Крокусе»
Зендая кардинально сменила имидж и показала результат
Раскрыты примерные сроки и стоимость выпуска российских игровых приставок
Украина получила от Германии за месяц 18 тысяч артиллерийских боеприпасов
Террористов привезли на следственные действия к «Крокусу»
Роскомнадзор не видит необходимости в ограничении работы Telegram в России
В российском городе рухнула бетонная перегородка подъезда многоэтажки
ЦСКА расторг контракт с Федотовым
Садальский предположил, почему Галкин собирает полные залы за рубежом
В Белом доме заявили, что США передавали РФ данные об угрозе теракта
Мостовой считает, что «Спартак» может побороться за медали РПЛ
Представлен Samsung Galaxy M55 с лучшей селфи-камерой в истории компании
В Госдуме рассказали, как самозанятым увеличить будущую пенсию
Певица Валерия назвала самых добрых российских артистов
Зеленский признал, что Украина проиграет без помощи США
Власти Украины опасаются, что линия фронта станет новой границей
Звезда «Ворониных» поддержал идею перевоспитания молодежи через кино
Все новости