Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Скончалась Тамара Миансарова

Чем запомнилась легенда советской эстрады Тамара Миансарова

В возрасте 86 лет ушла из жизни певица и композитор Тамара Миансарова – икона советской эстрады, исполнитель «Черного кота», «Рыжика», «Летки-енки» и других классических шлягеров.

У Миансаровой не было истории «подъема со дна», из низов и рабочей среды в артисты, какую увидишь у многих ее ровесников, а была музыкальная школа при Минской консерватории и два диплома о высшем музыкальном образовании. Поработав концертмейстером в ГИТИСе, она занялась сольной эстрадной карьерой — и уже в 1958 году взяла третью премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, тогдашней главной табели о рангах. На волне успеха ее приняли в Московский мюзик-холл, где она стала выступать в спектакле «Когда зажигаются звезды».

А первый триуф ее ждал с песней, которая с ней не очень ассоциируется — или ассоциируется, но не совсем с ней.

В 1963 году она едет на эстрадный фестиваль в Сопот и исполняет там песню «Солнечный круг», которая всего через десять лет станет обязательным пунктом репертуара любого детского хора.

Она поет его звенящим, почти детским голосом, полным какого-то юношеского задора. Советское партийное и музыкальное начальство не особенно верило в ее успех; руководитель ансамбля Игорь Гранов тоже был полон скепсиса, да к тому же не смог как следует порепетировать. Тем не менее польская публика настолько была ошеломлена веселым номером, что буквально носила ее на руках. Слава перекинулась через границу, с тех пор она стала звездой, с признанием на родине и огромным фан-клубом в сопредельном государстве — в Польше про нее даже сняли большой документальный фильм.

Годом позже, в новогоднюю ночь 31 декабря 1964 года, во время прямого эфира новогоднего «Голубого огонька» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню «Рыжик»,

а еще через год, и снова на «Огоньке», — знаменитого «Черного кота», которого для певицы написали Юрий Саульский и Михаил Танич.

Нынешним зрителям всех поколений он известен во множестве перепевок, однако Миансарова пела его каким-то удивительным, с едва заметной хрипотцой голосом, который надолго оставался в слуховой памяти.

До 1970 года у нее была полноценная международная карьера, она много выезжала за рубеж и еще больше гастролировала по стране — пока ее успех не стал мешать неизвестным недоброжелателям. Она попала под запрет на выезд, ее перестали показывать по ТВ, на котором раньше она была частой гостьей. Она поехала на родину — на Украину, точнее, в Донецкую областную филармонию, где проработала вплоть до самой перестройки.

Однако именно перестройка, с ее рок-бумом и бунтом против традиции, спутала карты многим ее собратьям по цеху: Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону, Людмиле Зыкиной. Вернувшись в Москву во второй половине 1980-х, она вернулась и к тому, с чего начинала, — пошла работать в ГИТИС, на эстрадный факультет. Однако уже, конечно, не концертмейстером, а преподавателем кафедры вокала.

Некоторые из ее учеников сделали достаточно серьезные карьеры — например, певец Юлиан или Алика Смехова.

Ее последний оригинальный диск «Как будто вчера» вышел в 1989 году на фирме «Мелодия». Она никогда не хлопала дверью, не делала громких заявлений о завершении карьеры для привлечения к себе внимания — она продолжала преподавать, в начале 90-х впервые съездила с большими гастролями в Америку, а в 2000-м на «Старых песнях о главном» вовсю распевала с обожавшим ее Евгением Хавтаном своего знаменитого «Черного кота». В 2012 году выпустила собственную автобиографию «Тамара Миансарова. И в жизни, и на сцене».

Наряду с Эдитой Пьехой и Анной Герман Миансарова была олицетворением советской эстрады — той частью странной, зародившейся в 60-е синтетической советской культуры, которую не спешили выкинуть вместе с эпохой на помойку. Была символом того благородства и достоинства, которого не всегда требовала, но всегда ценила в артисте советская массовая культура. Именно поэтому она и стала одним из советских музыкальных брендов — по крайней мере среди соседей СССР и собратьев по соцлагерю. Такими же, какими во Франции — тоже взорвавшейся в 60-е новой музыкой — были Франсуаз Арди, Франс Галль и другие выдающиеся артисты.

Кстати, заслушивавшиеся своей соотечественницей Анной Герман поляки до беспамятства любили и советскую украинку Миансарову — так, в 1980-е годы польский журнал «Панорама» включил ее в пятерку самых популярных певцов последней четверти века, где ее соседями по табели о рангах стали Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур.

Новости и материалы
Клуб РПЛ уволил главного тренера
Ученые рассказали, для кого опасно употребление кофе
США не получили ответа от КНР на идею восстановить контакты по военной линии
Кличко задался вопросом, будет ли Украина существовать
Саратовские школьники закидали снегом Вечный огонь и устроили фотосессию
Новый кроссовер Haval российской сборки появился в продаже
Боец ММА: все, что происходит в России, в США не интересно
ОАЭ поможет другим странам бороться с нехваткой воды
София Ротару вывезла из Украины своего внука Шамана
Водителя зажало в искореженном грузовике после ДТП на трассе «Кавказ»
Кристина Орбакайте вернулась в Россию
Рейтинг Левой партии ФРГ опустился до 3%
Цены на вторичное жилье в России достигли исторического максимума
Медведь-шатун набросился на лесозаготовщиков в Республике Коми
Бузова ответила Киркорову на обещание спеть бесплатно на ее свадьбе
Израиль использует искусственный интеллект «Евангелие» для ударов по ХАМАС
Россиянин приемом из MMA свалил с ног лучшего игрока Кубка Стэнли-2023
В России начались продажи нового седана Livan за 2,5 млн рублей
Все новости