Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Берегись мобиля и стабиля

В ГМИИ им. Пушкина открылась ретроспектива выдающегося американского скульптора Александра Колдера

Мобили, стабили и проволочные циркачи: в ГМИИ им. Пушкина показывают первую в России ретроспективу Александра Колдера (1898–1976) — одного из главных американских скульпторов, который научил проволочных монстров и прочие железяки шевелиться и трепетать от легкого сквозняка в музейном зале.

В СССР работы Александра Колдера, изобретателя кинетической скульптуры, показывали дважды: на выставке современного американского искусства в Сокольниках в 1959 году и в посольстве США в 1971-м. В то время официальные критики, как положено, называли его абстракционистом, попрекали коммерческими аппетитами и жаловались на несносный буржуазный дух, который исходил от его малопонятных металлических «мобилей» и «стабилей», украшенных цветастыми лепестками.

Слово «мобиль», так удачно приросшее к колдеровым подвижным объектам, придумал Марсель Дюшан. Эти балансирующие конструкции, состоящие из проволочных линий, металлических клякс и теней от них, вначале были оснащены небольшими моторчиками. Затем Колдер заставил их шевелиться от прикосновения, а после — и от легкого сквозняка в музейном зале или человеческого дыхания. «Стабилем» (так называют статичные скульптуры) Колдер обязан французскому скульптору и художнику Жану Арпу.

На ретроспективе в Пушкинском музее показывают с полсотни мобилей, стабилей, графических зарисовок и картин из собрания Фонда Колдера, а также гуашь из коллекции ГМИИ, которую скульптор подарил Святославу Рихтеру в 1970 году. Выставку курирует президент Фонда Колдера и внук художника Александр Ровер.

За свою жизнь Александр Колдер умудрился отыграть дюжину хрестоматийных сюжетов: от истории о строптивом нраве благополучного подростка из артистического семейства до судьбы американца, напитавшегося плодами европейского авангарда и перекодировавшего их на новый, функциональный лад.

Сын известных скульптора и художницы-портретистки (его отец выполнил десятки общественных заказов в Филадельфии и Нью-Йорке, включая знаменитую статую Джорджа Вашингтона, подпирающую арку на площади Вашингтон-сквер в Нью-Йорке, мать отучилась в Париже в Академии Жюлиана и Сорбонне), с детства располагавший собственной «мастерской», разочаровал родителей и в 1915 году выбрал профессию инженера. Правда, получив диплом и помыкавшись на родине (он успел побывать даже механиком на пассажирском судне), Колдер все же решился переучиться на художника: сначала в Нью-Йорке, где он параллельно подрабатывал иллюстратором в «Национальном вестнике полиции», а потом в Париже.

В Париж в 1926 году Колдер приехал как на развал, тут же сойдясь с Ман Рэем, Хуаном Миро, Питом Мондрианом и Фернаном Леже (в 1930-м, посетив мастерскую Мондриана, он даже написал серию строгих, но довольно бессильных полотен-подражаний).

В этом же году он из попавшегося под руку хлама соорудил прославивший его миниатюрный цирк марионеток. Проволочных человечков, лошадок из щепок и консервных банок не надо было дешифровывать, как, например, графику Пауля Клее. Но именно из этого редкого опыта синтеза вырос продукт, в котором вымученные европейскими авангардистами формы соединились с повседневной жизнью. Тончайшие конструкции, прижившиеся в среде дизайнеров интерьеров, стали воплощением жизни после смерти авангардного проекта.

Сегодня диковинные объекты, в которых узнаются и кляксы Миро, и тающий на глазах шагающий человек Альберто Джакометти, раскиданы по паркам, торговым центрам и задним дворикам многочисленных коллекционеров, а также в здании нью-йоркского аэропорта Дж. Кеннеди.

Соединив инженерную мысль с поэзией и коммерческим потенциалом (по эскизам Колдера даже расписывают самолеты), он создавал живое из неживого. Для Москвы, принявшейся в последние годы агрессивно облагораживать городскую среду, скульптуры Колдера — это еще и пример объекта, который не боится общественных мест. Его исчезающие конструкции, напоминающие ожившую нотную тетрадь или иероглифы, ненавязчиво вписываются в любой интерьер, а экономное использование выразительных средств не дает им скатиться в банальное украшательство. Единственным, пожалуй, исключением и примером критического высказывания является его знаменитый «Ртутный фонтан», представленный в 1937 году на Всемирной выставке в Париже и больше десятка лет простоявший открытым, пока в 1950-х над ним не соорудили стеклянный саркофаг.

Новости и материалы
В Дагестане больше 10 человек устроили драку из-за «неправильной» лезгинки
Ученые выяснили, как алкоголь провоцирует аритмию
Politico оценило шансы губернатора Калифорнии Ньюсома занять пост вице-президента США
Боррель рассказал, когда первый транш из доходов от активов РФ перечислят ЕК
Байден в скором времени собирается обратиться к американцам
Жена российского миллиардера показала фото в купальнике
На Украине призвали привлекать иностранцев из-за кадрового голода
Бывшая украинская гимнастка сделала селфи в топе с глубоким вырезом
Мизулина выложила фото с Кадыровым
Мужчина, попавший в больницу после пожара в квест-комнате, рассказал о подробностях
Вероятность перехода Соболева в «Зенит» оценили в 99%
Обращение Шварценеггера к россиянам признали дискредитацией ВС РФ
Украинский суд отложил до сентября рассмотрение иска о назначении выборов президента
Болгария предложит Украине излишки боеприпасов и оборудования
Приговоренный в Белоруссии к казни гражданин ФРГ не обжаловал решение суда
Раскрыта стоимость всех моделей iPhone 17
Венгрия заблокировала выделение денег ЕС на закупку оружия для Украины
Отходы морепродуктов могут очищать продукты питания от ядохимикатов, выяснили ученые
Все новости