Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Вагановка кинула батман Минкульту

Преподаватели Вагановской академии потребовали от Минкульта честных выборов нового ректора

Никита Зея (Санкт-Петербург) 12.11.2013, 22:21
Педагог характерного танца АРБ Ирина Генслер, заведующая кафедрой методики преподавания... Руслан Шамуков/ИТАР-ТАСС
Педагог характерного танца АРБ Ирина Генслер, заведующая кафедрой методики преподавания классического и дуэтно-классического танца АРБ Эльвира Кокорина и декан исполнительского факультета АРБ Марина Васильева (слева направо)

Преподаватели Академии им. Вагановой и солисты Мариинки пошли на демарш в связи с назначением Николая Цискаридзе и.о. ректора — на встрече с журналистами они выразили недоверие министру культуры Владимиру Мединскому и «слиянию с Москвой», а также потребовали проведения честных выборов ректора.

Толчком к открытому протесту стало выступление министра культуры Владимира Мединского 9 ноября, в ходе которого чиновник заявил, что назначение Николая Цискаридзе руководителем Вагановской академии является гарантией сохранения независимости старейшего балетного училища и этот шаг надо воспринимать как движение к синергии московской и петербургской балетных школ.

Преподаватели Вагановки заявили, что для них это неприемлемо.

«Смешивать нашу методику классического и характерного танца с методикой московской академии балета я считаю недопустимым, — заявила на прошедшей во вторник пресс-конференции балерина Ирина Генслер, профессор кафедры характерного танца Вагановской академии. — Из этого выйдет много неприятностей. Мы своей историей заслужили самостоятельность».

С ней солидарна декан исполнительского факультета академии им. Вагановой Марина Васильева.

«У москвичей и петербуржцев одна религия — балет. Но разные обряды — собственные балетные школы. И между ними есть различия. Москва широкая, купеческая, у Петербурга свой строгий стройный вид», — считает Васильева.

Она отметила, что новое назначение стало шоком для всего коллектива. «Мы с большим уважением относимся к Николаю Цискаридзе, уважаем его как танцовщика, но у нас есть своя школа», — отметила Васильева. Декан напомнила, что на протяжении долгих лет художественным руководителем академии являлась Алтынай Асылмуратова со своим «тонким чутьем, добрым отношением к детям, создававшая индивидуальные программы».

«Мы не хотим этого лишиться! — сказала Васильева. — Мы самостоятельное учреждение, нам не надо никакого слияния. Мы сотрудничаем с Москвой, но… у каждого своя дорога.

Да, мы все кидаем батманы одинаково, но чуть-чуть по-разному. Именно этим «чуть-чуть» и определяется искусство».

Интересно, что Алтынай Асылмуратова, и.о. первого проректора — художественного руководителя Академии русского балета, на пресс-конференцию не явилась. Сотрудники Вагановки рассказали, что она «очень занята»: в академии идут репетиции «Щелкунчика». Кроме того, воспитанники участвуют в подготовке к Олимпиаде.

Именно увольнение Асылмуратовой, худрука Вагановки, происшедшее одновременно с назначением Николая Цискаридзе на пост и.о. ректора академии 29 октября, стало одним из детонаторов конфликта — ее место должна была занять Ульяна Лопаткина. Однако после «открытого письма» преподавателей Вагановского училища, в котором они резко раскритиковали это решение, Николай Цискаридзе продлил контракт с прежним худруком.

И.о. проректора академии Алексей Фомкин указал возможных, по его мнению, интересантов назначения самого Цискаридзе: «За происшедшим стоит множество разных сил. Есть опасность в их столкновении утратить неповторимость петербургской школы. За нынешней ситуацией стоит экспансия школы московской. У ректора московской академии (имеется в виду МАХУ, возглавляемый Мариной Леоновой. — «Газета.Ru») непомерные амбиции, ей хочется управлять всем балетным миром».

Досталось и министру культуры Владимиру Мединскому: назначение им Цискаридзе Фомкин назвал «внедрением инородного тела в родной дом». «От Минкульта мы ждем соблюдения законности при организации выборов», — констатировал он. Для получения гарантий ее соблюдения Фомкин в понедельник встречался с депутатами петербургского заксобрания и, по его рассказам, заручился их поддержкой.

«Если народ так решит — пусть будет Николай, это выбор организации. Будем жить и работать. Вообще, как минимум четыре человека, в том числе и я, будут подавать заявления на пост ректора академии», — заявил Фомкин.

Фамилии трех остальных кандидатов руководитель назвать отказался.

Процедура выборов предусматривает несколько стадий. Кандидаты, подавшие документы, должны пройти через ученый совет вуза и аттестационную комиссию Минкульта. Затем совет создает избирательную комиссию. «Когда это произойдет, непонятно. Последний ученый совет прошел в октябре», — отметил Фомкин.

Проректор заявил, что Ульяна Лопаткина, которую прочили в худруки, «в академии не появлялась, никаких разговоров ни с кем не вела». «Оценивать ее возможности должен человек, который будет избран ректором», — подытожил Фомкин. «Лопаткина будет танцевать еще два года, а совмещать это невозможно, — считают его коллеги. Напомним, Министерство культуры при назначении Цискаридзе пояснило, что кандидатура Лопаткиной была только рекомендована, а решение о ее назначении на должность остается за ректором.

Солисты Мариинки Игорь Колб и Юрий Смекалов считают, что наблюдающиеся в академии потрясения не пройдут для нее бесследно. Это, по их мнению, проявится в ближайшие годы — Мариинский театр будет недоволен «качеством приходящих артистов».

Кроме того, пертурбации в академии, происходящие в середине учебного года, «стали огромным стрессом для детей», считают артисты.

Коллега Колба и Смекалова по Мариинке Илья Кузнецов полагает, что Цискаридзе с самого начала повел себя неправильно и занимать должность ректора не должен.

«Если бы он сам выдвинул себя как личность, как народный артист, может быть, мы с ним и общались бы, — сказал солист. — А врываться в академию с министром культуры — это безобразие».

В дальнейшем выступавшие намерены обращаться не к министру культуры Мединскому, а напрямую к Путину — и, по их словам, надеются на солидарность петербургской культурной общественности в этой борьбе.

«Надеемся, Владимир Владимирович нас услышит, — размышлял Кузнецов, — у нас уже и оркестры распустили, и институты сократили