Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Академическое фуэте

Новыми руководителями Академии русского балета имени Вагановой в Петербурге стали Николай Цискаридзе и Ульяна Лопаткина

Игорь Карев, Алексей Крижевский, Татьяна Сохарева 28.10.2013, 16:11
Сергей Карпов/ИТАР-ТАСС

Николай Цискаридзе стал новым ректором петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Он приступит к работе уже на этой неделе, а помогать учить будущих звезд балета ему будет прима-балерина из Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Артист балета, бывший премьер Большого театра Николай Цискаридзе назначен ректором петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Одновременно с ним на должность художественного руководителя академии назначена прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Как сообщает РИА «Новости», Цискаридзе начнет работу уже на этой неделе: по словам министра культуры Владимира Мединского, со вторника, 29 октября, новый ректор начнет принимать дела у Веры Дорофеевой, которая возглавляла академию последние девять лет.

Предшественницей Лопаткиной на посту худрука была еще одна балерина Мариинки — Алтынай Асылмуратова, которая занимала эту должность с 2000 года; кроме новых обязанностей Лопаткина продолжит танцевать свои партии в спектаклях родного театра.

Академия им. Вагановой

Одна из старейших балетных школ в мире была основана в 1738 году. В 1957-м ей было присвоено имя балерины и хореографа Агриппины Вагановой. Среди выпускников академии — Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Галина Уланова и Михаил Барышников.

Министр культуры также объявил, что планы директора и худрука Мариинки, дирижера Валерия Гергиева по созданию на базе театра Национального центра искусств признаны нецелесообразными. Создание центра подразумевало объединение Мариинского театра, балетной Академии Вагановой, петербургская консерватории и Российского института истории искусств.

Против этой идеи выступили практически все опрошенные Минкультуры эксперты.

В их числе были главы присоединяемых к Мариинке институций (в том числе и Дорофеева), глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский и худрук Малого театра Юрий Соломин.

«В Вагановке меняется система управления, — рассказала «Газете.Ru» балетный критик Анна Гордеева, — Дорофеева и Асылмуратова четко делили между собой обязанности: ректор занимается хозяйством, худрук — творческой работой».

Она отметила, что у академии в последние десять лет не было проблем с выпуском балерин.

«А вот с выпуском танцовщиков — были проблемы, и огромные; все премьеры последнего времени воспитывались в других школах», — констатировала Гордеева.

По ее мнению, Цискаридзе сможет переломить эту ситуацию, если он возьмется за проблемы набора и обучения в комплексе — возродит, например, практику выездных приемных комиссий и программу приема выпускников из детских домов.

«Ведь в мировом балете наибольших успехов добивались люди из самых низов, для которых искусство становилось социальным лифтом», — отмечает эксперт.

Источник «Газеты.Ru» в Большом театре положительно оценивает назначение обоих знаменитых танцовщиков на высокие посты. «Всегда хорошо, когда во главе балетного вуза стоит человек с именем. У него уже есть некоторый опыт работы педагогом в Большом театре и Московском хореографическом училище», — заявил собеседник издания, признав, что какой-то особенной репутации педагога у Цискаридзе нет.

«Но это дело наживное и работе на его посту не помешает», — заключил источник.

По словам Гордеевой, секрет назначения знаменитостей на подобные посты в том, что танцовщики с самых малых лет уважают только тех, кто сам чего-то добился на сцене.

«Можно быть каким угодно хорошим менеджером, продюсером, организатором, но дети все равно будут смотреть на тебя свысока, и эффективность педагогической работы будет равна нулю», — заявила Гордеева.

Кандидатуры Цискаридзе и Лопаткиной как будущего ректора и худрука Академии имени Вагановой была озвучена еще в субботу, 26 октября. Правда, тогда Минкультуры опровергло эту информацию.

Примечательно, что за несколько дней до этой утечки Цискаридзе отказался от предложения гендиректора Большого театра Владимира Урина «символически попрощаться с публикой» и провести серию бенефисов на той сцене, где он проработал более двадцати лет.

Цискаридзе ушел из Большого в июне 2013 года: руководство театра не продлило контракт с ним — ни как с артистом, ни как с педагогом-репетитором; вместе с ним по собственному желанию покинула Большой солистка Анжелина Воронцова, ученица Цискаридзе.

Конфликт Цискаридзе и ГАБТ начался в 2011 году, когда артист публично раскритиковал администрацию театра за качество реконструкции исторической сцены — он заявлял, что вместо старинной лепнины использовались дешевая пластмасса и папье-маше.

За критику репертуара и руководства театра он получил два выговора, один из которых, правда, оспорил в суде. Отношения Цискаридзе с администрацией Большого, которые артист назвал «планомерной травлей», обострились после нападения на худрука балетной труппы Сергея Филина 17 января этого года.

«Цискаридзе — очень грамотный танцовщик и принципиальный человек, — отмечает собеседник «Газеты.Ru» в Большом театре. — Многие помнят его по конфликтам в Большом — да, он был горяч и бывал неправ. Однако нужно понимать, что многие из тех вещей, которые стали поводом для его горячности, были по-настоящему возмутительны, и зачастую его гнев был праведным».

Гордеева отметила, что Лопаткина и Цискаридзе знают друг друга с детства и в последнее время у них полное взаимопонимание в творческом смысле.

«Распространится ли оно на деятельность административную, никто предсказывать сейчас не возьмется», — заключила эксперт.