Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремень во рту

«Конвой» Алексея Мизгирева и «Кококо» Авдотьи Смирновой в конкурсе «Кинотавра»

В шестой день «Кинотавра» показали суровую картину Алексея Мизгирева «Конвой» про блуждания в кругах московского ада и легкую ленту Авдотьи Смирновой «Кококо» про возможность дружбы между питерской интеллигенцией и народом.

Оба предыдущих фильма Алексея Мизгирева получали призы «Кинотавра»: в 2007-м «Кремень» был назван лучшим дебютом, плюс автора и режиссера наградили (совместно с тольяттинским драматургом Юрием Клавдиевым) за сценарий. В 2009-м он получил за «Бубен, барабан» специальный диплом жюри, но более значимой наградой стал «Серебряный леопард» за режиссуру на фестивале в Локарно.

«Конвой» уже был показан в феврале в Берлине, а теперь его посмотрели и в России. Мизгирев остается верен себе и в выборе фактуры, и в выборе способа построения реальности своего фильма. Капитан вооруженных сил РФ по имени Игнат (Олег Васильков) наматывает круги по зимней тропинке вокруг спортивного поля, может зажать лезвие бритвы в кулаке и, кажется, не чувствует иной боли, кроме той, что регулярно заставляет его терять сознание. После того, как избитые им гопники подают заявление в милицию, начальство отправляет сурового служивого от греха подальше в командировку — найти пару дезертиров и вернуть их вместе с украденными из части деньгами. В напарники отряжается сержант-контрактник (Дмитрий Куличков), а до конвоирования в часть доживают только один из солдат (Азамат Нигманов) и половина денег, но и с ними творится неладное.

Мизгиревские герои живут в мире, похожем на нуаровый комикс, и Москва это мизгиревский «Город грехов», где нет добрых людей, а есть сильные и слабые, волевые и струсившие, следующие собственной версии кантовского императива и живущие по понятиям. Капитанский императив выражается короткими формулами, которые он повторяет, словно запрограммированный режиссером трагический робокоп: «Куда стекло?» (вопрос-предупреждение тому, кто не донес бутылку до урны), «Ты не понял» (с нажимом — тому, кто не понял предыдущую реплику или любую другую), «Где ты брат мне, мусор?» (любому представителю МВД — в отличие от балабановского Данилы Багрова, Игнат скорее готов общаться с бандитом Исой, чем с полицейскими, как их ни назови).

Сконструированный по лекалам огрубевшего Андрея Платонова язык героев Мизгирева это тоже немного комикс — рубленые фразы идеально вписались бы в баблы над головами нарисованных резкими линиями персонажей мрачных историй про насилие и мрак: «во мне беспредела нет», «хорошая рука — хорошо». Другой язык только у сбежавшего из армии солдатика. Он рассказывает анекдоты, и разматывает нити образов, но никто не смеется и не понимает. Он носит во рту камень (кремень?) и каркает вороном, чтобы забрать чужую боль, а всем кажется, что кукарекает.

Другой конкурсант, Авдотья Смирнова развивает в «Кококо» поднятую в «Двух днях» тему взаимоотношений между слоями российского общества. Вернее, между прослойкой и слоями: в прошлом году в романтической комедии про госчиновника и музейную работницу прочитывалось высказывание на тему сложностей любви между интеллигенцией и властью. «Кококо» — комедия про дружбу еще одной музейной работницы (Анна Михалкова) с простоватой девицей (Яна Троянова). То есть это уже про интеллигенцию и народ. Тут, правда, важно отметить, что прекрасная Троянова представляет здесь хоть и провинцию, но вполне европеизированную — все-таки Екатеринбург это не глушь, а ее героиня и с музыкальной тусовкой была связана дома, и в Петербурге тоже не теряется.

В хорошо написанной, снятой и сыгранной комедии природа отношений между людьми из разных миров разбирается на фоне берегов Невы и дворцов Петербурга. Интеллигенция относится к народу со смесью патернализма и научно-исследовательского интереса. Народ хабалист, но может проявлять смекалку, витальность, душевность и красиво поет про русалок. Каждый лезет в жизнь другого: одни думают, что знают, как лучше, другие — от широты душевной. Жить вместе они, при определенном раскладе могут, особенно, если выпьют, но конфликт неизбежен.

Тут, кстати, возникают два интересных момента. Во-первых, у Смирновой не народ подымет на вилы интеллигенцию, а той захочится придушить ту самую витальность. Во-вторых, конфликт не обязательно считать мировоззренческим — он, скорее, бытовой: любое совместное проживание чревато запущенным в соседа табуретом.

Также в конкурсе была показана драма Нурбека Эгена «Пустой дом».

Новости и материалы
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Все новости