Для тех, кто знает истинный художественный вес мастера, заявление о приходе Дуато в Россию прозвучало подобно музыке сфер. Недаром интернет-ресурсы на родине Дуато пишут, что россияне «украли испанскую драгоценность». Пятидесятидвухлетний уроженец Валенсии уже давно числится в списке лучших балетмейстеров мира. До недавнего времени он возглавлял Национальный театр танца Испании, в котором проработал 20 лет и который в эти дни выступает на сцене Большого театра. Спектакли маэстро идут по всему миру, от Парижской Оперы и Австралийского балета до Королевского балета Великобритании и Американского театра танца.
Его творческие планы расписаны на несколько лет вперед, и балетные компании выстраиваются в очередь, чтоб получить постановки Дуато — страстные, солнечные и сумрачные, как душа Испании.
Такие сравнения не покажутся преувеличением, если послушать самого хореографа: он постоянно называет себя сыном средиземноморской культуры, а в орбиту интересов включает не только родину, но и Левант, и страны Магриба — вообще весь юг Европы, запад Азии и север Африки. В спектаклях Дуато танцуют под средневековые напевы жителей Канарских остовов и мистические песнопения марокканских дервишей, а телесные эмоции опасно балансируют на грани жизни и смерти. Первой реакцией автора этих строк, когда много лет назад на заграничном театральном фестивале довелось впервые увидеть балет «Огороженный сад», была мысль: «Если вы хотите знать, что такое плакать и ликовать движением, – смотрите балеты Дуато».
В России его искусство массы до недавнего времени не знали, хотя некоторые главы компаний клинья к мастеру подбивали давно.
Но ни Большому, ни Мариинскому не удавалось уговорить испанца на сотрудничество. Лишь в 2009 году столичный Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко сумел выбить себе 20-минутный балет «Na Floresta» (В лесу). Увидев его, прослезились самые консервативные поклонники классики: босоногие пляски про красоту амазонской сельвы и впрямь брали за душу. Беззвучный призыв «даешь Дуато на российских подмостках» с тех пор прочно, а главное, не теоретически, а практически поселился в умах руководителей российских музыкальных театров. Большой театр поспешил обзавестись балетом Дуато «Ремансо» (Заводь), премьеру которого покажут зимой, а Музыкальный театр весной намерен поставить балет «Por vos muero» (Умру за тебя).
Но дальше всех пошел Михайловский театр.
Его директор Владимир Кехман, обойдя нескольких заграничных конкурентов, предлагавших Дуато работу, пригласил его стать художественным директором питерской балетной труппы на бессрочной основе (то есть сколько испанец сам захочет). Все участники этого, прямо скажем, неожиданного проекта не без основания называют себя сумасшедшими.
Во-первых, в нашей стране подобные случаи, когда иностранец возглавляет государственный балетный театр, не случались с дореволюционных времен.
Во-вторых, привить европейски отформатированную художественную душу к нашей необъятной, не всегда организованной, а главное, загадочной русской душе — задача не из легких.
К тому же есть существенные профессиональные проблемы. Классическая труппа Михайловского театра не знакома с техниками современного танца. Значит, артистов надо учить и переучивать. Для этого новый начальник привозит ассистентов, долженствующих вправить ноги, а главное, головы нашим хорошим, но творчески однобоким исполнителям. Классический репертуар в государственном театре тоже никто не отменял. Его нужно будет исполнять в очередь с прежними работами и эксклюзивными новинками худрука, которому, ко всему прочему, по должности придется еще и следить за уровнем исполнения классики.
Это будут по-настоящему творческие муки как для русской труппы, так и для Дуато.
Впрочем, не исключено, что нынешний главный балетмейстер труппы, специалист по классике Михаил Мессерер останется работать в театре. Тогда Дуато наверняка сможет ограничиться собственной генеральной линией. Переговоры директора с Мессерером состоятся в августе, на вилле Кехмана во Франции.
При всех возможных трудностях, планы директора и Дуато вполне амбициозны.
В марте 2011 года они планируют провести двухнедельный международный фестиваль современного танца. Первый год Дуато будет ставить собственные балеты, причем обещает, что они изменят облик: для него работа в русской классической труппе не только «немыслимый вызов», но и возможность творчески меняться самому. Потом планируется приглашение «самых-самых» из-за границы: в Михайловский театр, возможно, приедут Уильям Форсайт, Матс Эк и Иржи Киллиан (все — балетмейстерская элита мировой хореографии).
И вообще, как заявил Владимир Кехман, «стратегия развития балета Михайловского театра связана с современной хореографией».
Надо сказать, смелое заявление в стране, где балетная классика традиционно «наше всё». И неизвестно, сколько затяжных боев дирекции театра придется выдержать. В принципе на объявленную стратегию может ополчиться «вся королевская рать» (профессионалы, критики и зрители консервативно-охранительного толка). Правда, поддержкой некоторых народных артистов Кехман уже заручился: на пресс-конференции теплые слова в адрес Дуато прозвучали из уст Никиты Долгушина и Аллы Осипенко. Не говоря уже об обещанной помощи со стороны властей города и лично губернатора Валентины Матвиенко.
Дуато обещает приехать в Петербург «с одним чемоданом и ворохом идей».
Он будет скучать по Испании и намерен посещать родную землю, чтобы «отдыхать и пить вино». Но, после затяжного конфликта с тамошним министерством культуры, мэтр отказывается и думать о работе на родине. На пресс-конференции даже прозвучал намек: если испанцу приглянется новая работа, не исключено, что права на свою хореографию Дуато впоследствии отдаст России. Пока он намерен проводить в нашей стране много времени и сделать все, чтобы русский балет, как во времена Дягилева, вновь стал называться авангардным.