Дао самбиста

В прокат выходит «Путь»

«Наше кино»
Выходит «Путь» — трэш-боевик со звездами российского спорта, который безосновательно позиционируется как патриотический.

Говоря о картине «Путь» клипмейкера Владимира Пасичника, следует упомянуть две поразительные вещи. Во-первых, кастинг: на добрые две трети список исполнителей состоит из мастеров спорта и олимпийских чемпионов. Во-вторых, преподнесение фильма как патриотического блокбастера. С первым все гораздо лучше, чем могло бы показаться: спортсмены смотрятся не хуже профессиональных актеров.

Потому как в современном отечественном кино профессиональные актеры таковыми выглядят убийственно редко.

Что касается второго, тут ситуация более запутанная.

Премьера фильма предварялась бесконечными выступлениями: помимо американских товарищей (речь произносила даже менеджер по маркетингу предоставленного для съемок авианосца), слово брали разнообразные чины: спортивные, военные, партийные. Говорили про любовь к Родине, нравственное воспитание и национальные ценности. Все это приводится не для того, чтобы в очередной раз посмеяться над жанром патриотического кино, которое снимается во всем мире, и процесс это совершенно естественный.

Просто, если бы создатели фильма на голубом глазу с ходу заявили, что делали помесь «Крадущегося тигра, невидимого дракона» (с китайского фэнтези «Путь» начинается) и «Убить Билла» (потасовкой на мечах с отрубанием частей тела фильм заканчивается), - даже тогда вопросов было бы меньше.

Потому что, в какой момент, спрашивается, следует испытывать национальную гордость? Когда на экране древний Китай? Или лихие 90-е: сирота Алекс находится в подручных у бандюгана в трениках, пока его не подбирает учитель из школы самбо? Потом призыв: повзрослевший Алекс (дзюдоист Носов) разбивает группу сбежавших уголовников под предводительством Николая Валуева. Только было откуда-то из глубины начинает подниматься патриотическая волна, как четыре штрафника (дружба народов: белорус, русский, татарин и чеченец), включая Алекса, оказываются на воспитании у мудрого китайца с козлиной бородкой. А еще через несколько минут герои гоняются уже по тайским джунглям, за наркобандитами.

В общем, странным образом, патриотизм проявляет себя лишь на уровне титров с упоминанием ветеранов 9-й роты и маячащего логотипа «Единой России».

Почему так случилось? Вероятно, потому, что теплые чувства к державе стимулируются не столько демонстрацией военной формы и перечислением чинов, сколько идейностью, а особенности новейшего национального патриотического кино достойны если не комедии Рогожкина, то уж точно отдельного разговора.

В «Пути» на идейность банально не осталось места.

Сюжет, которого запросто хватило бы на 10-серийный сериал, мечется без передышки, не оставляя надежды углядеть в калейдоскопе событий и лиц какой-либо смысл, помимо желания козырнуть спортивными звездами, съемками в Шао-Лине, авианосцем и Тактаровым с Мэдсеном.

В сухом беспатриотическом остатке можно увидеть то, чем «Путь» на самом деле является: трэшовой подделкой под боевики 80-х. Правда, далеко не столь талантливой и юмористической, как, скажем, у Тарантино. Да и еще и с налетом невыносимой серьезности, которая тут абсолютно не к месту, ведь в отечественной транскрипции восточная философия и путь воина выглядят по-пелевински уморительно — от грабителя рынка до самбиста.