Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Березовский рулит

Телекритик

Теперь, когда страсти несколько поутихли, возникает вопрос: а что это было? Почему смерть Березовского так возбудила то самое телевидение, которое много лет усердно лепило образ маргинала? Благостным субботним вечером государственная идеологическая машина дала сбой. Телевизионные деятели искусств заметались в поисках точки опоры.

С одной стороны, об ушедших следует говорить либо хорошо, либо никак. С другой стороны, речь идет о враге отечества. С третьей — хорошо, что врага уже больше нет, с четвертой — где же теперь взять такого надежного виновника всех наших бед.

Первым отличился канал РБК, не замеченный прежде в тяге к сенсациям. Солидный телеведущий Игорь Виттель (из тех, кто высоко ценит собственную компетентность по любым вопросам бытия) вывел в эфир звонок от Сергея Доренко. Тот сообщил кардинальное: в смерти ББ виновен Навальный. Это он отравил воду в ванной, вследствие чего у Бориса Абрамовича случился инфаркт. «Навальный и мне не раз угрожал», — добавил для пущей убедительности Доренко. Все, кроме Виттеля, сразу поняли: данный голос может принадлежать кому угодно, только не Сергею Леонидовичу. Позже выяснилось, что редакторы набрали старый номер телефона любимого журналиста Березовского, а новый хозяин номера оказался большим шутником…

Канал «Россия», который всегда шел в авангарде борьбы с беглым олигархом, решил не экспериментировать. Первым делом здесь развернули внушительный список прегрешений ББ. Но вдруг случилось непредвиденное: Песков заявил о покаянном письме Березовского Путину. В раскаленном воздухе запахло великодушием власти, способной если не прощать, то не мстить поверженному врагу. И вот уже близкий родственник «России»,

канал «Вести-24», монтирует сообщение о смерти ББ со скорбной надписью: «Весна не придет».

Правда, так и осталось непонятным — то ли это последняя проделка Березовского (он виноват во всем, включая погоду), то ли выражение скорби. Впрочем, было уже не до тонкостей: из всех щелей повылезали мемуаристы. Поначалу самыми активными из них были Жириновский и адвокат Добровинский. Позже, когда эфир перешел в надежные руки Владимира Соловьева, к делу присоединились проверенные государственные мужи типа Хинштнейна, Митрофанова, Ковалева (бывший глава ФСБ). Они-то старательно припомнили Борису Абрамовичу всё. Высокое собрание особо остановилось на национальности покойника-выкреста, а также на теме его многолетнего сотрудничества с КГБ. Для полноты пейзажа госканал повторил относительно свежее сочинение Андрея Кондрашова «Березовский».

Окончательные акценты расставил, как водится, Аркадий Мамонтов. Матерый кагэбэшник Березовский был еще и английским шпионом, педофилом, бабником, кокаинистом. В студии у Мамонтова привычно неистовствовали патриоты — от неизбежного Сергея Железняка, рассуждающего о вреде космополитизма (вот и еще один архаизм восстановлен в правах) до Константина Сёмина с его мрачными пророчествами об активности разнообразных врагов России. Но главными звездами последних дней стали не они. Свое верхнее «до» взял известный политический деятель Андрей Луговой. Ему на пятки наступал менее известный (пока), но тоже очень перспективный Сергей Соколов, руководитель спецслужбы Березовского (1992—2000). Чем активней они мочили экс-патрона, тем очевидней становилась простая данность. Все сенсационные разоблачения относительно ББ в течение многих лет, явленные городу и миру в формате эксклюзивнейших расследований в первую очередь госканала, вышли из шинели, и только из неё, бывших охранников Бориса Абрамовича. Просветленные источники информации праздновали законную викторию.

Таким образом, смерть Березовского проявила грандиозную картину: Россия — страна победивших охранников.

Горечь столь неутешительного вывода смог смягчить лишь телеканал «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов). Премьерный показ информационного сериала «Парфенов» — самое яркое телевизионное событие не только молодого канала, но и корпорации в целом. Тут срослось всё, что давно не удавалось Леониду Геннадьевичу в его тщетных поисках себя: филигранность журналистского расследования, блистательность комментария, отточенность видеоряда; осмысленность дизайна, изящество композиции. Особенно хорош сюжет о ББ. Именно он помог мне понять тот бум, который случился в связи со смертью лондонского изгнанника.

Тема Березовского, как к нему ни относись, одна из вечных российских тем — противостояние человека и государства. Борис Абрамович, разумеется, не Чаадаев и даже не Солженицын, но какое государство, такое и противостояние.

Новости и материалы
Политолог Марков рассказал, из-за кого могли арестовать Тимура Иванова
Биографию Паоло Пазолини выпустили в России с огромными цензурными плашками
Путин призвал россиян работать над созданием уникальных сервисов и технологий
Путин призвал российских бизнесменов принять участие в ПМЭФ
Россиянке отрубило часть руки на производстве
Сальма Хайек опубликовала фото со своей свадьбы
Путин заявил о необходимости увеличить объемы промышленности в России
В МИД РФ вызвали временного поверенного в делах Латвии
Двух полицейских заподозрили в изнасиловании пьяной женщины, потерявшей сознание
Джигурда объяснил трагедию с Леной Миро пророчеством Ванги
Путин высказался о темпах роста ВВП
Путин заявил, что Россия столкнется с нехваткой кадров в ближайшие годы
Стало известно, сколько российских пенсионеров продолжают работать
Экс-футболист «Зенита»: непозволительно терять очки с «Рубином»
Врач назвала три полезные сезонные ягоды
Врач Терентьева рекомендовала россиянам чернику, голубику и клюкву
Xiaomi начала продавать дешевый 2K-монитор Redmi A27Q
Путин заявил о развитии российской экономики по новой модели
Пластический хирург объяснил, как делают кубики пресса
Все новости