Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Опала как болезнь власти

Политолог

Было мало сомнений в том, что рано или поздно придут и за Ходорковским. В длинной российской истории еще не было случая, чтобы противостояние с властью заканчивалось безнаказанно для противостоящего. Противостоящий сначала становился опальным, потом диссидентствующим, потом – неизбежно – репрессированным. Статью обвинения легко и непринужденно подыскивали всегда, но почему-то реже всего наиболее искреннюю и откровенную — ту, что за противодействие режиму, за инакомыслие. Много чаще – либо что-то по хозяйственной линии, либо измену Родине в пользу врага, либо обвиняли в сумасшествии.

Эта и без того недлинная логическая цепочка могла быть еще короче – это если противостоящему предписывалось миновать промежуточные стадии посредством безвременной, но насильственной смерти.

Главный вопрос, разумеется, всегда в количестве. В том количестве, которое на определенном этапе перерастает в новое качество. Один опальный олигарх – еще не новое качество? Два – тоже не новое? Три – опять не новое?

Один официальный до официозности телеканал – не новое качество? Два телеканала – тоже не новое? Три – опять не новое? Все телеканалы и вся масс-медиа, забоявшаяся вся и разом еще до того, как над головой раздался резкий шорох стремительно опускающейся бейсбольной биты — тоже ничего нового?

Огромная страна. Большие просторы. Огромная инерция. Эхо свободы всегда гаснет, не долетая от одного конца до другого...

Подавляющее большинство населения никакого нового качества не чувствует и чувствовать не хочет. Подумаешь, пришли и посадили одного буржуина. Другого. Третьего выслали на 101-й километр от Лондона. Нас это не касается, думает обыватель. Его давно и стойко тошнит от политики, политиков, зажравшихся богатеньких морд, партий, выборов, олигархов, прокуроров, газет с заметками длиннее, чем сплетня про поп-звезд.

Для тех, кто побогаче, – гламур, абсент, ненавязчивый шопинг и столь же необременительный «факинг-трахинг» с б...ми или себе подобными (кровосмешение разных классов в браке не приветствуется, тогда как б...ди – это «свои», близкие по типу поведения), теплый и солнечный туризм (лето — Лазурный берег, море, зима — Куршавель, лыжи или другое море), тайский массаж органа с незатейливым названием «жизнь-удалась». И – недвижимость, недвижимость, недвижимость...

Для тех, что победнее, – пиво «Очаковское», отдых на отечественном пленере, тачка марки «Поддержим отечественного производителя!», сериалы про «разбитые фонари», компоты с незабвенных шести соток, летний сосредоточенный сбор колорадского жука, зимние долгие самогонные вечера вплоть до мордобития. И – телевидение, телевидение, телевидение…

Так, собственно, было в России почти всегда. С некоторыми, разумеется, историческим вариациями.

И всегда находилось некоторое количество странных граждан этой страны, которые зачем-то с упорством маньяков хотели непременно сеять что-то «разумное, доброе, вечное». Свободу и просвещение. Индивидуализм и независимость суждений. Господи, ну зачем?

Получалось всякий раз одинаково уныло – лишь затем, чтобы раздражать власть, которая никогда не терпела даже намеков на покушение на собственную безраздельность (все прочие — те, что ниже власти, никогда не ценили высоких порывов). Это последнее качество можно, наверное, даже было бы назвать врожденным комплексом ее, власти, неполноценности, если бы оно не проявлялось с убийственным автоматизмом в совершенно разных исторических обстоятельствах и у разных по своим личностным качествам отечественных правителей. И если бы оно уже столько раз не отыгралось на стране кровавыми драмами и человеческими страданиями.

Ну, хорошо, а что будет потом, если и когда Ходорковского все же окончательно посадят (а ради чего тогда все это, если не ради посадки непослушного человека «стоимостью» 8 миллиардов долларов), а его нефтяную империю либо разорят, либо передадут в руки тех, кто хотя ничем никогда и не управлял, но ни в чем и никогда не будет перечить тем, кто этого никогда не может терпеть просто по должности?

Обычно подобные действия не заканчиваются на раз, два, три. Они еще и в этом смысле – необратимы. У этих действий – собственная внутренняя логика. Как это ни смешно, она неподвластна даже тем, кто «банкует», неподвластна тем, кто думает, что держит на руках все козыри. И дело даже не в том, что когда кончатся «большие» ходорковские (а то, что чаша сия так или иначе не минет всех «больших ходорковских», сегодня мало сомнений), то придут за средними, а когда кончатся средние, то придут за малыми. Дело и не в том, что все в этой стране, кто чувствует в себе опасный потенциал индивидуализма и самостоятельности (опасный – с точки зрения выживания, не говоря уже о благоденствии), снова могут начать бояться, могут начать лицемерить и шептаться по кухням. Начнут врать себе и окружающим. Дело и не в том, что сначала нельзя ничего сказать против самого большого начальника, потом – против среднего, потом – против самого что ни на есть малого, а потом вообще настает всеобщая гробовая раболепная тишина, прерываемая лишь мажорными звуками бессмысленных шоу «больших стирок», разумеется, надежно заглушающих лязганье затворов «больших чисток». Не в этом во всем дело.

Дело в том, что в этой, да и во многих-многих других странах, «истина», то есть прогресс, развитие, благосостояние людей и национальное могущество, всегда рождалась в спорах и в инакомыслии. Отцы-основатели каких-нибудь США считали это банальностью: власть без оппозиции обречена на деградацию и последующее вымирание. Зато хаос, упадок, скудость и нищета национального духа, унижаемого инако-мыслящими соседями – всегда были единственными результатами того, что лишь казалось «полным, всеобщим единодушием и тесным сплочением вокруг…». Но таковым никогда не было. А было это «единодушие» ничем иным, как общенациональной мертвечиной, не способной родить ни одной творческой, нестандартной – инакой – мысли.

Самым опасным «покушением» на власть в этой стране всегда было, есть и останется одно: это когда она сама, победив всю фронду и всякое инакомыслие, останется один на один с огромной массой как бы народа, которому она, при всех внешних проявлениях покорности и даже любви, абсолютно (без всякого на сей счет инакомыслия) на самом деле безразлична.

Еще никогда ни одному режиму в истории человечества не удавалось выиграть такое противостояние без катастрофических потерь для себя.

Автор – шеф-редактор газеты «Известия»

Новости и материалы
В Харькове перебили газопровод
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Синоптики анонсировали заморозки в Москве 24 апреля
В Верховной раде Украины нашли вариант финансирования ВСУ
Начался суд между Adidas и Nike
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
Все новости